УТВЕРДИТЕЛИ НОВОГО ИСКУССТВА



УТВЕРДИТЕЛИ НОВОГО ИСКУССТВА" (УНОВИС)



             объединение художников, первоначально возникшее в Витебске в 1919 г., когда для руководства живописной мастерской туда приехал К. С. Малевич. Его ученики (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, Л. А. Юдин и др.) объединились в группу под названием "Последователи нового искусства" (Посновис, с февраля 1920 г. - Уновис). Ее члены организовали несколько выставок. С 1920 г. филиал объединения появился в Смоленске, группы Уновиса образовались в Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре и Саратове. В своем творчестве члены Уновис опирались на принципы супрематизма - направления авангардистского искусства, получившего обоснование в теоретических работах Малевича. В конце 1922 г. Малевич с группой учеников переехал в Петроград, где под его руководством был организован Государственный институт художественной культуры (Гинхук). С этого времени деятельность Уновис получила прочное основание. В институте занятия вели многие талантливые художники. Так, лабораторией цвета заведовала В. М. Ермолаева, лабораторией формы - Л. А. Юдин. В качестве аспирантов и практикантов выступали молодые тогда художники А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник и др. Сотрудники Гинхука изучали законы, лежащие в основе смены художественных стилей, под руководством Малевича практически применяли его теорию в учебном процессе. Весной 1923 г. члены Уновис были широко представлены на "Выставке картин петроградских художников всех направлений". В основу показа их работ был положен системный принцип. Зрители, пришедшие на выставку, увидели три самостоятельных блока - "система кубизма", "система футуризма" и "система супрематизма", позволявшие составить довольно четкое представление о новейших направлениях в современном искусстве. Деятельность Уновис, развивавшаяся на основе работы Гинхука, прекратилась одновременно с закрытием института в 1926 г.