ТРИНАДЦАТЬ



ТРИНАДЦАТЬ" ("13")



             группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 г. в Москве. На ней свои работы показали О. Гильдебрандт, Д. Б. Даран, Л. Я. Зевин, Надежда и Нина Кашины, Н. В. Кузьмин, Т. А. Лебедева (Маврина), В. А. Милашевский, М. Надбайло, С. Н. Расторгуев, Б. Ф. Рыбченков, В. М. Юстицкий, Ю. Юркун. Членами организационного комитета первой выставки были Милашевский, Кузьмин и Даран - впоследствии известные мастера станковой графики и книжной иллюстрации. Всего прошли 2 выставки группы - в 1929 и 1931 гг. Выставка, запланированная на 1930 г. не состоялась, хотя ее каталог вышел в свет, как и каталоги двух других выставок. В общей сложности в них названы имена 21 художника. Из наиболее известных мастеров, в дополнение к вышеперечисленным, фигурируют фамилии Д. Д. Бурлюка, А. Д. Древина, Н. А. Удальцовой. В группу в основном входили художники-графики. И хотя сам факт организации художников в группу не сопровождался появлением каких-либо манифестов или деклараций, что было характерно для художественной жизни 1900-20-х гг., тем не менее образовавшие ее художники ставили и решали вполне определенные задачи. Они выступали за живое, свободное рисование с натуры, не скованное установками академической системы. Стремились передать динамику жизни, ее ритмы, отсюда вошедшее в художественную лексику определение: рисовать "в темпе натуры". Для художников группы "Тринадцать" характерно эмоциональное, романтическое восприятие действительности. Стилистика рисунка отличается преобладанием живой, гибкой линии, передачей пространственной и врздушной среды. Сами художники определили главные особенности своего творчества как "здоровое и радостное восприятие жизни, чуждое готических изломов и душевной неуравновешенности". Хотя большинство членов группы составляли графики, после первой выставки появилась тенденция к проникновению сюда и живописцев (А. Д. Древин, Н. А. Удальцова и др.). Это свидетельствует не только о расширении платформы, но и о серьезной работе членов группы "Тринадцать" в области цвета. Труппа существовала до 1932 г.