СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (СРХ)



СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (СРХ)



             объединение художников Петербурга и Москвы, возникшее в феврале 1903 г. В него вошли члены двух выставочных групп - "36 художников" и "Мир искусства". Учредителями выступили московские живописцы А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. А. Клодт, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, Л. О. Пастернак, А. А. Рылов и др. В течение 1903 г. численный состав членов СРХ увеличился за счет притока московских и петербургских художников: Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, О. Э. Браза, А. Я. Головина, А. С. Голубкиной, И. Э. Грабаря, К. А. Коровина, Е. Е. Лансере, С. В. Малютина, Ф. А. Малявина, А. П. Остроумовой, Н. К. Рериха, К. А. Сомова, П. П. Трубецкого, К. Ф. Юона и др. К союзу примкнул также С. П. Дягилев. Своей главной целью СРХ считал содействие "распространению произведений русского искусства" и "обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений". Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге. Причем в уставе союза закреплялось право его действительных членов выставлять свои работы без жюри. Это обеспечивало им полную свободу творчества. Первая выставка прошла в декабре 1903 - январе 1904 г. в Москве, вторая - в декабре 1904 - январе 1905 г. в Петербурге, затем в Москве. С 1907 по 1917г. установилась традиция: на рождественской неделе они открывались в Москве, а в феврале-марте следующего года в Петербурге. Кроме столичных городов работы членов СРХ экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), в Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911). Выставки СРХ, неизменно демонстрировавшие высокое профессиональное мастерство их участников, тем не менее очень скоро выявили серьезные эстетические различия в тематике и стилистическом решении произведений художников московской и петербургской школ. Москвичи, преимущественно живописцы по характеру творчества, выставляли лирические пейзажи, выполненные на пленэре. Они отличались широтой и свободой письма, основанного на приемах импрессионистической живописи. Петербуржцы, напротив, выступали как продолжатели традиций "Мира искусства". Главное место среди их работ занимала станковая и книжная графика. Изысканная по рисунку и цвету, плоскостная, несущая на себе печать ретроспективизма и особой романтики, она представляла собой вполне законченный образец петербургского стиля. Еще одной немаловажной его особенностью являлся универсализм. Наряду с живописью и графикой петербургские художники экспонировали мелкую пластику, театральные костюмы и декорации, эскизы декоративных панно. Различия в творческих устремлениях московских и петербургских художников разрушительно сказались на судьбе союза. В 1910г. из него вышли 17 петербуржцев во главе с А. Н. Бенуа. С этого времени СРХ превратился в объединение преимущественно московской ориентации, где все члены имели весьма близкие взгляды на художественное творчество. В 1910-11 гг. в СРХ пришли новые талантливые мастера - И. И. Бродский, Н. П. Крымов, М. С. Сарьян, Л. В. Туржанский, М. Н. Яковлев и др. СРХ преодолел трудности, вызванные расколом, и в 1910- 14гг. добился роста популярности московской пейзажной школы как одного из ведущих направлений в русском искусстве. Правда, во второй половине 1910-х гг. эта популярность несколько упала, что было связано с активизацией деятельности авангардистских направлений вроде "Бубнового валета" и др. После Февральской революции 1917 г. члены СРХ вели активную общественную деятельность: принимали участие в работе комиссии по охране кремлевских дворцов, в Московском совете по делам искусств и в других организациях. После Октябрьской революции многие члены СРХ входили в Отдел пластических искусств ИЗО Наркомпроса и в Комиссию охраны памятников искусства и старины, были членами советов Третьяковской галереи и Исторического музея, вели педагогическую работу. Две выставки союза (16-я и 17-я) были показаны в 1922 г. в Москве. Последняя, "Весенняя выставка СРХ", прошла в 1923 г. В этом же году СРХ прекратил свою деятельность.