ОБЩЕСТВО СТАНКОВИСТОВ (ОСТ)



ОБЩЕСТВО СТАНКОВИСТОВ (ОСТ)



             объединение художников, основанное в 1925 г. в Москве выпускниками Вхутемаса. Члены ОСТа выступали за реалистическую живопись в обновленной форме, противопоставляя ее беспредметному искусству и конструктивизму. Ядро общества сложилось несколько раньше, в 1923-24 гг., когда будущие остовцы, в то время члены разных групп, участвовали в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства". Именно после этой выставки было создано новое общество, учредителями которого выступили: Ю. П. Анненков, П. В. Вильяме, А. А. Дейнека, Н. Ф. Денисовский, С. Н. Костин, А. А. Лабас, Ю. И. Пименов, Д. П. Штеренберг. Основные идейные установки ОСТа были изложены в его уставе, официально принятом в сентябре 1929 г. Главное положение, отражавшее идеологическую направленность остовцев, провозглашало, что "в эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой, социалистической культуры". В воспитательном плане определялась "ориентация на художественную молодежь". Общество вело активную выставочную деятельность. Большие выставки его членов прошли в апреле-мае 1926 г., в апреле 1927 и 1928 г. Наряду с членами ОСТа в них участвовали А. Д. Гончаров, И. В. Клюн, Н. И. Купреянов, С. А. Лучишкин, А. Г. Тышлер и др. Параллельно входящие в ОСТ художники экспонировали свои работы на объединенных всесоюзных выставках: "10 лет Октября" (1927), "10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (1928), "Жизнь и быт детей Советского Союза" (1929), выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929) и др. Выставки ОСТа широко обсуждались в печати. Само же объединение в первоначальном составе просуществовало недолго. Уже в 1928 г. внутри него четко определились две группы художников, отличающиеся своими творческими позициями. Одна из групп (в нее входили Вильяме, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличали динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм. Другая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере, предпочтя лиричность и живописность рациональной организации произведений. Профессиональные дебаты и полемика между членами обеих групп вскоре приобрели политическую окраску. В начале 1931 г. остовцы пришли к решению, что одна из групп должна выйти из общества. Этой группой стали художники во главе со Штеренбергом. Оставшиеся художники вскоре отказались от названия "ОСТ" и заявили о себе как о новом объединении - "Изобригада". Таким образом, старое название сохранилось за группой Штеренберга. В 1932 г."ОСТ" было распущено в связи с созданием Московского отделения Союза советских художников.