НАЗАРЕЙЦЫ



НАЗАРЕЙЦЫ



             (нем. Nazarener, от евр. Nazareth - "огражденное место", название города в Галилее, где прошли детство и юность Христа) - члены группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления. Группа сложилась в 1808-09 гг., названа "Союзом святого Луки", по имени евангелиста, который, по преданию, выполнил с натуры первое изображение Богоматери и поэтому считается покровителем художников. В группу входили молодые живописцы Ф. Овербек, Ф. Пфорр, К. Фогель. Окончательное формирование группы произошло в , 1810г., когда художники переехали в Рим и обосновались в пустовавшем монастыре Сан-Исидоро. Кроме названных выше живописцев в нее вошли П. Корнелиус, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт и др. Группа подражала жизни средневековых религиозных братств и художественных артелей. Это выражалось даже во внешнем облике членов (например, носили полудлинные волосы - такая прическа, "а ла назарена", была распространена в средние века). Отсюда полуироническое название "назарейцы", закрепившееся за членами группы. Оно указывало не только на увлечение художников искусством средневековья, но и на их религиозные устремления. Назарейцы боролись прежде всего с "безнравственностью" позднего классицизма, стремясь вернуть искусству духовность, утраченную в искусстве нового времени. Образцом для своего творчества они избрали живопись Перуджино, раннего Рафаэля и Дюрера. Однако, намеренно отказавшись от впечатлений живой реальности, они довольно скоро впали в эпигонство и холодное стилизаторство. Об этом свидетельствуют такие коллективно выполненные работы, как фрески на библейские темы в доме Бартольди в Риме (1816-17) и росписи Казино Массимо в Риме на распространенные в искусстве романтиков сюжеты "Освобожденного Иерусалима" Т. Тассо (1819-30). В 1820-30-х гг. большинство назарейцев возвратилось на родину. В истории искусства творчество и особенно идейно-нравственные концепции назарейцев оказали воздействие на А. А. Иванова в ранний период работы над картиной "Явление Христа народу", а также на английских прерафаэлитов.