МЕТОД



МЕТОД



             художественное объединение, основанное в 1922 г. старшекурсниками московского Вхутемаса. Ядро составили художники С. А. Лучишкин, С. Б. Никритин, М. М. Плаксин, К. Н. Редько, Н. А. Тряскин, А. Г. Тышлер. К первоначальному составу примкнули 3. Коммисаренко, А. А. Лабас и П. В. Вильяме. Всех их объединяли формальные искания в духе конструктивизма и абстрактного искусства. Руководителем и теоретиком группы выступал С. Б. Никритин, которому принадлежит разработка нового направления, нового метода в искусстве, названного "проекционализмом". Согласно этому методу, общему для всех видов творчества, художник должен производить не бытовые предметы, а только их "проекции", т. е. давать образец для массового промышленного производства. Живописи отведена роль "наиубедительнейшего средства выражения МЕТОДА (ПРОЕКЦИЙ) - организации материалов". Первая выставка "проекционистов" прошла в 1922 г. в Музее живописной культуры и получила положительный отзыв в печати. Критика увидела в работах художников "маленький шаг вперед <...> от односторонности чисто красочного супрематизма Малевича и бесцветного конструктивизма Татлина". В мае 1924 г. художники группы участвовали в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства". Подавляющее большинство работ (за исключением композиций Тышлера, Плаксина и Лучишкина) - абстрактные или близкие к абстрактным композиции. Экспонировались также странные работы, представлявшие собой соединение аналитических схем с фотографиями и текстом, поясняющим направление нового творческого эксперимента. Эксперимент этот группа "Метод" распространила и на сферу театра. По инициативе Лучишкина и Никритина была создана театральная труппа, так называемый "Проекционный театр", который в 1920-х гг. осуществил несколько новаторских постановок. Одна из них - "Трагедия А. О. У." (оформление Н. А. Тряскина), показанная в 1929 г. в московском Доме печати, - явилась первым опытом абстрактного оформления спектакля. Инженерной новацией Тряскина стал разработанный и примененный в этом спектакле специальный движущийся сценический станок. Группа "Метод" просуществовала до 1925 г., когда все ее члены, за исключением Редько и Никритина, вошли в состав ОСТа.