МАКОВЕЦ (до 1924 Г.-СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ И ПОЭТОВ



МАКОВЕЦ (до 1924 Г.-СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ И ПОЭТОВ "ИСКУССТВО -



             объединение, основанное в Москве в 1921 г. по инициативе молодых художников и литераторов, которые отстаивали высокую духовность искусства, выступали за наследование классических традиций. В объединение вошли участники выставок "Московского салонам, "Мира искусствам, отчасти "Бубнового валета, а также художественная молодежь: Амфион Решетов (Н. Н. Барютин), С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, И. Ф. Завьялов, Е. О. Машкевич, В. Е. Пестель, М. С. Родионов, С. М. Романович, Н. М. Рудин, П. А. Флоренский, В. Н. Чекрыгин, А. М. Чернышев, А. В. Шевченко и др. С 1922 г. члены объединения издавали журнал "Маковец" (под редакцией А. М. Чернышева; вышло два номера). В журнале воспроизводились работы художников, а также печатались стихи поэтов - Н. Н. Асеева, П. Г. Антокольского, К. А. Большакова, Б. Л. Пастернака, В. В. Хлебникова и др. Издание журнала явилось частью задуманной обширной программы, которая должна была включать выпуск поэтических сборников, трудов по истории и теории искусства. Программа не была реализована из-за недостатка средств. В основном по этой причине к концу 1923 г. литераторы ушли из объединения "Искусство - жизнь". Оставшиеся в нем художники трансформировали организацию в традиционную, выставочную и дали ей название "Маковец". Кроме художественной выставки, состоявшейся в апреле-мае 1922 г. в московском Музее изящных искусств, художники "Маковца" организовали еще 3 самостоятельные экспозиции. В общей сложности в выставках объединения участвовали более 30 художников. Слабость объединения состояла в отсутствии единых творческих установок, что в скором времени и стало причиной его распада. На разнородность позиций входящих в "Маковец" художников неоднократно указывала и критика, отмечая, что "Маковец" является "уже не столько группировкой, художественным течением, сколько чисто житейским, организованным объединением". Внутри "Маковца" сложились два основных направления. Одно из них, представленное творчеством Чекрыгина, Жегина, Романовича, тяготело к космизму, высоким философским обобщениям, использованию историко-литературных реминисценций, библейских сюжетов. Другое - Герасимов, Родионов, Чернышев и др. - напротив, было обращено к реальной жизни, воспринимаемой в эмоциональном, лирическом ключе, к изображению городского быта и сельской природы. И если художники первой группы активно экспериментировали в области формального решения работ, то художники второй группы использовали традиционные классические формы. К 1926 г. отношения между группами резко обострились, часть активных членов "Маковца" покинула объединение, и деятельность его прекратилась.