ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВА (ЛЕФ; с 1929 -РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФРОНТ



ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВА (ЛЕФ; с 1929 -РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФРОНТ



             литературно-художественное объединение, созданное в Москве в конце 1922 г. представителями авангардистских направлений. Ядро группы составили поэты, художники, архитекторы: Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, А. А. Веснин, В. В. Каменский, Г. Г. Клуцис, А. Е. Крученых, Б. А. Кушнер, А. М. Лавинский, В. В. "Маяковский, Л. С. Попова, А. М. Родченко, С. М. Третьяков, В. Ф. Степанов, В. Е. Татлин. Идейная программа ЛЕФа получила развитие в статьях, которые печатались на страницах журналов "ЛЕФ" (1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28), издававшихся под редакцией В. В. Маяковского. Участники объединения претендовали на создание нового революционного искусства, которое, по их мысли, должно было стать "подлинно пролетарским" и навсегда заслонить в сознании масс классическое "буржуазно-дворянское" культурное наследие. "Художественная культура будущего создает ся на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских", - писал один из идеологов левого искусства, О. М. Брик. Члены ЛЕФа считали себя преемниками пластических идей ку-бофутуристов. Свою задачу они видели в том, чтобы формировать новую жизненную среду и "нового человека", называя это "жизнестроением". Внедрение искусства в быт, работа над созданием современных по формам, рациональных, удобных в пользовании бытовых предметов, стремление внедрить их в массовое производство дало толчок развитию дизайна. Придавая огромное значение агитационной роли искусства, лефовцы многое сделали для развития его агитационных и документальных жанров - плаката, фотографии (фоторепортажа) и фотомонтажа, документального кино; в журналистике - репортажа, в литературе - документального очерка. Они активно выступали за сближение искусства с жизнью, отвергая его классические формы - картину в живописи, роман в литературе и т. д.; стремились создать новые, динамичные формы творчества, связанные с производством, - "производственное искусство". В программных документах ЛЕФа декларируется теория "социального заказа" в искусстве и литературе, вполне согласующаяся с той активной ролью, которую лефовцы отводили творчеству в процессе "жизнестроения". В 1920-х гг. идеи ЛЕФа имели большой резонанс и распространение в среде творческой молодежи. Его отделения появились в Одессе, Ленинграде, Казани, Иваново-Вознесенске, Баку и Тифлисе. Установки ЛЕФа разделяли сибирская литературная группа "Настоящее", украинская - "Новая генерация", белорусская - "Литературно-мастацка коммуна", дальневосточный журнал "Творчество". Провозглашенная ЛЕФом программа сближения искусства с производством оказала заметное влияние на организацию учебных процессов во Вхутемасе и Инхуке. В конце 1920-х гг. объединение занималось главным образом проблемами литературы, все агрессивнее проявляя свою политико-идеологическую направленность. В 1929 г. ЛЕФ был переименован в РЕФ (Революционный фронт искусства). В начале 1930 г. объединение прекратило существование.