"КРУГ ХУДОЖНИКОВ"



             объединение живописцев и скульпторов, организованное в 1926 г. в Ленинграде. В первоначальный состав вошли в основном выпускники Вхутеина 1925 г., ученики живописцев А. Е. Карева, А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина, скульптора А. Т. Матвеева. Ядро организации составили художники А. С. Ведерников, М. Ф, Вербов, Г. Кортиков, Т. Купервассер, С. Куприянова, Г. Лагздынь, В. В. Пакулин (председатель), А. Ф. Пахомов, А. И. Русаков, Г. Н. Траугот и др. Состав постепенно расширялся за счет вступления в объединение творческой молодежи Ленинграда. Всего в "Круг художников" за время его существования входило около 50 членов. Свои задачи участники объединения видели в том, чтобы "утвердить в нашей стране живопись и скульптуру как искусства и профессии живописца и скульптора как подлинные профессии. <...> По линии профессиональной - это учет и анализ всего художественного наследия прошлого и использование того формального опыта, который, повышая изобразительную культуру художника, содействует живописно-критическому познанию современности. По линии общественной - увязка и сотрудничество с советской широкой общественностью" (из декларации общества "Круг художников", 1926 г.). Объединением были организованы 3 большие отчетные выставки (1927, 1928, 1929) и 1 передвижная (1929-30). Участники "Круга художников" вели активную художественно-просветительскую работу: читали лекции, организовывали экскурсии. На выставках устраивались обсуждения-диспуты. С докладами о современном состоянии искусства выступали известные искусствоведы Н. Н. Пунин, В. В.Воинов и др. Со времени оформления "Круга художников" его члены вступили на путь открытой конфронтации с АХРР, имевшей гораздо более сильную официальную поддержку. "Круговцы" обвиняли ахровцев в "протокольном реализме" в ущерб формальному построению произведения, его пластической выразительности, фактурной и колористической гармонии. Идеологи АХРР и Пролеткульта, в свою очередь, обвиняли "круговцев" в чрезмерном увлечении именно формальными экспериментами, которыми они якобы "прикрывают свою буржуазную наготу, свою классовую физиономию, свое политическое убожество". В свете общей идеологической ситуации в стране дело могло принять весьма серьезный оборот. Стремясь не допустить такого развития ситуации, художники "Круга" в 1928 г. приняли решение "об усилении коллективного руководства непосредственно в процессе работы художника над холостом" и создании при обществе "Бюро контроля идеологии". Это вызвало раскол в самом объединении. Ряд членов, возмущенных установлением внутренней цензуры, покинул его ряды. Активная деятельность общества после 1930 г. прекратилась. Формально "Круг художников" просуществовал до весны 1932 г.