БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ



БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ



             объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910 г. Его членами были В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский и др. Название принадлежит М. Ф. Ларионову, который, по-видимому, имел в виду негативную трактовку образа в духе старинного французского толкования игральной карты: "бубновый валет - мошенник, плут". Поясняя свой выбор, художник говорил: "Слишком много претенциозных названий. <...> Как протест мы решили, чем хуже, тем лучше... <...> что может быть нелепее "Бубнового валета"?" Для художников объединения характерны живописно-пластические искания в духе постимпрессионизма. "Бубнововалетцы" выработали своеобразную живописно-пластическую систему (так называемый русский сезаннизм), где принципы кубизма и фовизма претворены с учетом влияния русского народного искусства - лубка, росписи по дереву и керамики, а также росписей подносов и вывесок. Из всех жанров живописи они отдали предпочтение натюрморту, пейзажу и портрету, решая задачи построения объемной формы на плоскости с помощью цвета, передачи "вещественности" натуры, ее фактурной осязаемости. На выставках "Бубнового валета" помимо картин членов объединения экспонировались работы живших в Мюнхене В. В. Кандинского и А. Г. Явлено кого, а также французов Ж. Брака, К. Ван Дон гена, Ф. Валлоттона, М. де Вламинка, А. Глеза, Р. Делоне, А. Дерена, А. Марке, А. Матисса, II. Пикассо, А. Руссо, П. Синь-яка, других известных художников; устраивались открытые диспуты о судьбах современного искусства, читались доклады и т. д. Однако само объединение, разъедаемое внутренними противоречиями, оказалось недолговечным. В 1911 г. из него вышли наиболее радикально настроенные художники (Бурлюки, Гончарова, Ларионов и др.), ориентированные в своих работах на образцы народного и примитивного творчества, кубофутуризма, абстрактного искусства. Они организовали самостоятельную выставку под эпатажным названием "Ослиный хвост". В 1916-17 гг. другая группа художников, исповедовавших умеренные взгляды и приверженных более традиционной станковой картине (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк) перешла в объединение "Мир искусства". После этого "Бубновый валет" фактически перестал существовать.