АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ



АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ



             основана в Москве в мае 1922 г., тогда же принят устав, утверждено название, сформирован президиум (председатель П. А. Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман). 1 мая 1922 г. на Кузнецком мосту открылась "Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим", которая в дальнейшем сталасчитаться первой выставкой АХРР. Главной задачей члены ассоциации считали создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников. Входившие в ассоциацию боролись с левыми направлениями в искусстве, наносившими, по их мнению, большой вред реалистической живописи, стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины, выступали против лозунга "искусство для искусства". Первыми членами АХРР стали ее учредители: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский, А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, Е. А. Кацман, В. В. Карев, Н. Г. Котов, С. В. Малютин, С. А. Павлов, С. В. Рянгина, Н. Б. Терпсихоров, Б. Н. Яковлев и др. Организация стремительно разрасталась. К лету 1923 г. ассоциация насчитывала около 300 членов; стали возникать ее областные и республиканские филиалы, к 1926 г. их было уже почти 40. Одними из первых появились филиалы в Ленинграде, Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону. В АХРР (АХР) коллективно вливались участники других художественных объединений. Так, в 1924 г. в ассоциацию вошли члены Нового общества живописцев, в 1926 г. - часть группы "Бубновый валет", в 1929-м - художники из объединения "Бытие"; в 1931-м - из общества "Четыре искусства". Среди тех, кто пополнил ряды АХРР, было немало живописцев, получивших признание до Октябрьской революции: В. Н. Бакшеев, И. И. Бродский, В. К. Бялыницкий-Бируля, Н. А. Касаткин, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, А. А. Рылов, Ф. А. Малявин, И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон и др. В 1920-х гг. ассоциация приобретала все большее количество сторонников, пользовалась поддержкой государства и укрепляла свои позиции, обрастая новыми структурами. Так, в 1925 г. по инициативе учащихся московских и ленинградских художественных вузов создается Объединение молодежи АХРР - ОМ АХРР, которое вскоре обрело статус автономной организации со своим уставом. Главным направлением деятельности АХРР в 1920-х гг. стали выставки. За десятилетие ее существования состоялось 11 крупных выставок. Кроме того, ахровцы участвовали в XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928), в Художественно-промышленной выставке СССР в Нью-Йорке (1929), а также показали самостоятельную выставку в Кёльне (1929). Параллельно за период 1923-31 гг. прошло более 70 выставок филиалов АХРР. Ахровцы ввели в свою практику тематический принцип выставок: "Жизнь и быт Красной Армии" (1922), "Жизнь и быт рабочих" (1922), "Революция, быт и труд" (1924, 1925), "Искусство в массы" (1929) и др. От них берет начало традиция придавать выставкам форму своеобразного художественного отчета. В 1924 г. была создана издательская часть АХРР, которая выпускала цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. С 1929 г. ахровцы издавали журнал "Искусство в массы" (вышло 20 номеров). Деятельность ассоциации была прекращена в 1932 г. специальным постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций".