ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА |
одна из наиболее значительных школ в развитии
древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во
Владимиро-Суздальском княжестве периода его
расцвета (XII - первая половина XIII в.). В памятниках
архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский
собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор
и др.) ощутима связь с традициями киевского
зодчества. Отличительная особенность
Владимиро-Суздальской школы - появление
пластического декора на культовых сооружениях - от
сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до
почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен
каменного кружева Дмитриевского собора во
Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в
Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих
каменных рельефах не только библейских персонажей
(играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся
всадников и т. д.), но и "всего сущего" (цветов,
деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает
эту каменную летопись с фольклором - былинами,
сказками, отзвуками языческих верований.
Народность Владимиро-суздальских рельефов
подтверждают также их стилистические
особенности: плоскостность, некоторая грубоватость,
свидетельствующая о несомненной связи с
распространенной на Руси резьбой по дереву.
Сохранившиеся фрагменты живописи
Владимиро-Суздальской школы, напротив,
отличаются изысканностью колорита, пластической
моделировкой форм при монументальности общего
решения, психологической сложностью и
одухотворенностью трактовки образов (сцена
Страшного Суда на сводах западной части
Дмитриевского собора). Это свидетельство не просто
влияния византийской живописи на мастеров
Владимиро-Суздальской школы, но в данном случае
вероятного участия художников-греков в росписях
храма.
Высокого уровня во Владимиро-Суздальском
княжестве достигло прикладное искусство.
Свидетельство тому - великолепные двери
суздальского Богородице-Рождественского
собора (1220-30-е гг.). Они обиты снаружи листовой
медью и украшены 56 клеймами, выполненными
оригинальным способом, с изображением сцен из
Нового Завета (западные двери) и деяний ангелов
(южные). Здесь также можно видеть животных,
похожих на тех, что встречаются на скульптурных
рельефах храмов, и легкий, изящный орнамент. В
XIV-XV вв, архитектура и изобразительное искусство
Владимиро-Суздальской школы послужили образцом
для формирующейся Московской школы
древнерусского искусства.
|