ТЕМПЕРА |
(итал. tempera, от temperare - смешивать краски) -
живопись красками, связующим веществом которых
является эмульсия из воды и яичного желтка, а
также смеси масла или масляного лака с водным
клеевым раствором. Темпера бывает казеиновой,
гуммиарабиковой и яичной. Лучшей по качеству и
прочности считается казеиновая темпера, по
технологии исполнения почти идентичная масляной
живописи. Она позволяет получать как тонкий,
прозрачный, так и плотный слой, допускает
лессировки и не смывается водой. Гуммиарабиковая
темпера сходна по своим свойствам с гуашью. Яичная
темпера используется в настоящее время в
производстве палехских лаков, была широко
распространена в древнерусской иконописи.
Особенность темперы составляет ее
бархатистая, матовая поверхность, которая, высыхая,
светлеет. Темперные краски ярче масляных и гораздо
более стойки К внешним воздействиям: не
подвержены потемнению или пожелтению.
Неудобство работы темперой в том, что она быстро
затвердевает.
Темперные краски знали уже в Древнем Египте. В
средние века темперу широко использовали в
живописи, а иногда и для стенных росписей. Основой
для станковых работ, выполненных темперой, служила
загрунтованная доска. Красочный слой покрывали
олифой или масляным лаком. В Западной Европе с XV
в. темперу вытесняет масляная живопись. В России
этот процесс происходит с начала XVIII в. Новое
увлечение темперой начинается на рубеже XIX и XX вв.,
когда в этой технике выполняются произведения
станкового и декоративно-прикладного искусства.
|