ТЕМПЕРА



ТЕМПЕРА



             (итал. tempera, от temperare - смешивать краски) - живопись красками, связующим веществом которых является эмульсия из воды и яичного желтка, а также смеси масла или масляного лака с водным клеевым раствором. Темпера бывает казеиновой, гуммиарабиковой и яичной. Лучшей по качеству и прочности считается казеиновая темпера, по технологии исполнения почти идентичная масляной живописи. Она позволяет получать как тонкий, прозрачный, так и плотный слой, допускает лессировки и не смывается водой. Гуммиарабиковая темпера сходна по своим свойствам с гуашью. Яичная темпера используется в настоящее время в производстве палехских лаков, была широко распространена в древнерусской иконописи. Особенность темперы составляет ее бархатистая, матовая поверхность, которая, высыхая, светлеет. Темперные краски ярче масляных и гораздо более стойки К внешним воздействиям: не подвержены потемнению или пожелтению. Неудобство работы темперой в том, что она быстро затвердевает. Темперные краски знали уже в Древнем Египте. В средние века темперу широко использовали в живописи, а иногда и для стенных росписей. Основой для станковых работ, выполненных темперой, служила загрунтованная доска. Красочный слой покрывали олифой или масляным лаком. В Западной Европе с XV в. темперу вытесняет масляная живопись. В России этот процесс происходит с начала XVIII в. Новое увлечение темперой начинается на рубеже XIX и XX вв., когда в этой технике выполняются произведения станкового и декоративно-прикладного искусства.