ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО, СЦЕНОГРАФИЯ |
специфическая область изобразительного искусства,
задача которой - создание зрительного образа
спектакля с помощью декораций, костюмов,
освещения. Декорации с изображением фрагментов
пейзажа, интерьера, городского вида и т.д. служат
для конкретизации места действия, создают у
зрителя определенное настроение. Костюмы
обозначают ту или иную эпоху, время действия,
нередко отражают характер персонажа. В целом
оформление сцены помогает раскрыть содержание и
идею спектакля, оперы, балета. Для изготовления
декораций используются простые, достаточно легкие
при перемещении материалы - фанера, картон, холст и
т. п. Работая над декорационным оформлением,
художник должен учитывать объем зала, размеры
сценической коробки, чтобы подготовить
выразительные декорации, хорошо воспринимаемые
глазами зрителя из любой точки зала. Немаловажное
значение имеет цветовое решение декораций и
костюмов, ибо цвет, как известно, способен влиять на
настроение человека, а потому он должен
соответствовать настроению действия,
происходящего на сцене.
Развитие театрально-декорационного искусства
тесно связано с историей театра и изобразительного
искусства. Элементы сценографии - костюмы, маски и
пр. - рождались в древнейших народных обрядах и
играх. В древнегреческом театре уже в V в. до н. э.
существовали объемные декорации, которые позднее
стали совмещаться с живописными. В Древнем Риме
часто декорацией служил расписанный занавес. В
странах средневековой Азии (Китае, Японии и др.)
господствовали методы условно-символического
оформления сцены, когда отдельные детали
лаконично обозначали место действия. В Италии
эпохи Возрождения складывается тип перспективной
декорации: на холсте, натянутом на огромную раму,
изображались уходящая вдаль улица, пейзаж и т. п. В
начале XVII в. появились подвижные, сменяющиеся
декорации и кулисно-арочные конструкции,
значительно расширявшие образные возможности
сценического оформления. С течением времени
развивались и совершенствовались приемы
театрально-декорационного искусства. Постепенно
утвердилась функция художника-постановщика как
одного из соавторов спектакля.
Театрально-декорационное искусство ныне
понимается как изобразительная режиссура.
|