СУПРЕМАТИЗМ |
(лат. .supremus - наивысший, последний) - одно из
основных течений абстрактного искусства, ставящее
целью выразить высшую реальность (структуру
мироздания) в наипростейших формах, которые, по
мнению приверженцев супрематизма, лежат в основе
всех других форм физического мира. Таковыми были
определены: прямая линия, квадрат, круг,
треугольник. Композиции супрематического толка
представляют собой изображения одной или
нескольких геометрических фигур, цветных или
черно-белых, статичных или динамичных,
организованных по законам внутренней гармонии.
Основатель этого течения К. С. Малевич выставил в
1915 г. свой знаменитый "Черный квадрат" -
своеобразный изобразительный манифест
супрематизма, воспринятый его учениками "как новая
икона" (А. Н. Бенуа). В развернутом обосновании
"нового искусства", названном "От кубизма и
футуризма к супрематизму... Новый живописный
реализм..." (1916), Малевич писал, что "искусство
повторения (иначе - рисование с натуры, передача
физического мира таким, каким его видит
человеческий глаз) свойственно дикарю", а подлинный
творец порывает с подражанием действительности и
открывает истинную реальность в простых
геометрических формах. Рождение самого
направления, как и появление термина "супрематизм",
относится к 1914- 15гг.
Ученики и последователи Малевича образовали
группу "Супремус". Свою систему геометрического
конструктивизма они распространяли на все виды
художественного творчества: оформление
праздников, книжную графику, росписи фарфора и
текстиля и др. Супрематисты создавали также и
объемные формы, в частности в фарфоре. Они
мечтали о том времени, когда целые города будут
построены 'в супрематических формах, образуя
"единую систему мировой архитектуры Земли".
|