СКУЛЬПТУРА



СКУЛЬПТУРА



             (лат. sculpo - высекаю, вырезаю) - вид искусства, основанный на принципе объемного трехмерного изображения предмета. Чаще всего объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные, еще реже - мотивы пейзажа или натюрморта. Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, выбор пропорций, объема, рельефность формы, светотеневая моделировка - это главные выразительные средства скульптуры. Объемная скульптурная форма создается с учетом взаимодействия с окружающей' архитектурной или природной средой. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, требующей обычно кругового обзора, относятся статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единую композицию), бюст (погрудный скульптурный портрет), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины). Формы и глубина рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (на стене, потолке, фронтоне, пьедестале и т. п.). По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм. Монументально-декоративная скульптура (памятники, монументы, мемориальные сооружения) всегда рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Монументальная скульптура отличается величавостью форм, приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы музеев, жилые интерьеры, где ее можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычно ее средой. Станковой скульптуре присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, првествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом сближается с декоративно-прикладным искусством. От назначения и содержания скульптуры зависит выбор скульптурного материала, а также техника исполнения. Так, мягкие вещества (глина, воск, пластилин) служат для лепки. Твердые материалы (различные породы камня, дерева) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нем объемной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (металлы, гипс, бетон и т. п.) служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Но чаще скульпторы довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске - тонировке. Схематически процесс создания скульптуры можно расчленить на ряд этапов: лепка эскиза (из глины или пластилина), изготовление каркаса для круглой скульптуры с учетом ее окончательных размеров, работа на вращающемся станке над моделью в заданном размере и, наконец, перевод созданной модели в избранный материал (камень, дерево и т. п.).