СКУЛЬПТУРА |
(лат. sculpo - высекаю, вырезаю) - вид искусства,
основанный на принципе объемного трехмерного
изображения предмета. Чаще всего объект
изображения в скульптуре - человек, реже - животные,
еще реже - мотивы пейзажа или натюрморта.
Постановка фигуры в пространстве, передача ее
движения, позы, жеста, выбор пропорций, объема,
рельефность формы, светотеневая моделировка - это
главные выразительные средства скульптуры.
Объемная скульптурная форма создается с учетом
взаимодействия с окружающей' архитектурной или
природной средой. Различают две основные
разновидности скульптуры: круглую, которая свободно
размещается в пространстве, и рельеф, где
изображение располагается на плоскости,
образующей его фон. К произведениям круглой
скульптуры, требующей обычно кругового обзора,
относятся статуя (фигура в рост), группа (две или
несколько фигур, составляющих единую композицию),
бюст (погрудный скульптурный портрет), статуэтка
(фигура, значительно меньшая натуральной
величины). Формы и глубина рельефа варьируются в
зависимости от его назначения и положения на
архитектурной плоскости (на стене, потолке,
фронтоне, пьедестале и т. п.).
По содержанию и функциям скульптура делится на
монументально-декоративную, станковую и
скульптуру малых форм.
Монументально-декоративная скульптура (памятники,
монументы, мемориальные сооружения) всегда
рассчитана на конкретное
архитектурно-пространственное или природное
окружение. Монументальная скульптура отличается
величавостью форм, приподнятостью образного
строя, широтой обобщения. Станковая скульптура,
прямо не связанная с архитектурой, носит более
интимный характер. Залы музеев, жилые интерьеры,
где ее можно рассматривать вблизи и во всех
деталях, являются обычно ее средой. Станковой
скульптуре присущи интерес к внутреннему миру
человека, тонкий психологизм, првествовательность.
Скульптура малых форм включает широкий круг
произведений, предназначенных преимущественно
для жилого интерьера, и во многом сближается с
декоративно-прикладным искусством. От назначения
и содержания скульптуры зависит выбор
скульптурного материала, а также техника
исполнения. Так, мягкие вещества (глина, воск,
пластилин) служат для лепки. Твердые материалы
(различные породы камня, дерева) обрабатываются
путем рубки (высекания) или резьбы, удаления
ненужных частей материала и постепенного
высвобождения как бы скрытой в нем объемной
формы. Вещества, способные переходить из жидкого
состояния в твердое (металлы, гипс, бетон и т. п.)
служат для отливки произведений скульптуры при
помощи специально изготовленных форм. Цвет в
скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна
раскрашенная скульптура античности, средних веков,
Возрождения, барокко. Но чаще скульпторы
довольствуются естественным цветом материала,
прибегая в необходимых случаях лишь к его
однотонной подкраске - тонировке.
Схематически процесс создания скульптуры можно
расчленить на ряд этапов: лепка эскиза (из глины или
пластилина), изготовление каркаса для круглой
скульптуры с учетом ее окончательных размеров,
работа на вращающемся станке над моделью в
заданном размере и, наконец, перевод созданной
модели в избранный материал (камень, дерево и т. п.).
|