СИМВОЛИЗМ |
(франц. symbolism, от греч. symbolon - знак, символ) -
направление в европейской философии, литературе и
художественной культуре рубежа XIX и XX вв. В основе
концепции символистского мировоззрения лежит
постулат о существовании за миром видимых вещей
другой, настоящей реальности, которую наш мир, мир
явлений, лишь смутно отражает. Точно так же все
происходящие события - от грандиозных,
определяющих судьбы народов и цивилизаций, до
незначительных, случающихся в жизни отдельного
человека, - символисты считали порождением цепи
причин, скрытых от обыденного сознания. Они
отрицали науку в качестве универсального
инструмента познания основ бытия, невысоко ценили
человеческий разум с его склонностью заблуждаться.
Единственным, что позволяло приподнять покрывало
иллюзорного мира, символисты считали момент
прозрения, возникающий во время творческого акта.
Отсюда - особая роль, отводимая творческой
личности, которая, по мнению символистов, является
посредником между нашим иллюзорным миром и
сверхчувственной реальностью.
В целом символизм в изобразительном искусстве -
явление сложное и неоднородное. Он не выработал
своего художественного языка и не может
претендовать на то, чтобы называться стилем.
Наиболее часто художники-символисты использовали
в своей практике пластическую систему модерна и
академизма (неоклассика), однако в отдельных
случаях прибегали к гротеску, сознательному
форсированию формы и цвета, предвосхищая тем
самым будущие авангардистские направления
искусства XX в.
Родина символизма - Франция. Здесь в конце 1860-х -
70-х гг. произошло его оформление (правда, сначала" в
литературе), определился круг его "вечных тем":
смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо
событий. Излюбленными сюжетами символистов
стали сцены евангельской истории, а также
полуисторические-полумифические события
европейского средневековья. Античная мифология
также обретала новое прочтение в произведениях
символистов.
В качестве направления символизм заявил о себе во
многих странах Западной Европы - в Бельгии,
Франции, Германии, Австрии, Норвегии. В России
символизм наиболее последовательно выражен в
творчестве М. А. Врубеля,
В. Э. Борисова-Мусатова, раннего К. С.
Петрова-Водкина, однако и другие известные мастера
рубежа XIX и XX вв. в той или иной степени отдали
дань символизму (К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, Л. С.
Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др.).
|