РОМАНТИЗМ |
(франц. romantisme - странное, фантастическое) -
идейное и художественное направление в
европейской и американской культуре первой
половины XIX в. Охватывает все сферы духовной жизни
(философию, эстетику, литературу и др.) и все виды
искусств (изобразительное искусство, музыку, театр и
др.). Вместе с тем романтизм не выработал, в отличие
от других больших стилей, собственной
изобразительно-пластической системы. В
изобразительном искусстве он характеризуется
сложным, противоречивым комплексом идей, что и
побудило исследователей выделить несколько
направлений внутри общего романтического
движения. Так, во Франции, где романтизм проявился
в наиболее развитых формах, преобладают
произведения напряженно-динамические с
героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или
драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для
немецкого варианта романтизма, наоборот,
характерны созерцательно-меланхолические
настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др.) и
религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П.
Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен
фантастическими и религиозно-мифическими
мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США
романтическое направление связано главным
образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А.
П. Райдер). В России ведущая роль в романтическом
искусстве принадлежит портрету (О. А. Кипренский, К.
П. Брюллов), а также пейзажу (Сильв. Ф. Щедрин, М. Н,
Воробьев, ранний И. К. Айвазовский).
Этнографическое направление на российском
материале талантливо разрабатывал в жанровых
композициях поляк А. О. Орловский. Особенностью
русского варианта романтизма стала потребность
художников, выучеников академической школы,
облекать романтические идеи в форму картины,
построенной по канонам классицизма (таковы самые
значительные полотна русской исторической
живописи - "Смерть Камиллы, сестры Горация" и
"Медный змий" Ф. А. Бруни, "Последний день Помпеи"
К. П. Брюллова, "Явление Христа народу" А. А. Иванова).
Вместе с тем при всем своеобразии национальных
школ романтизму присущи признаки, позволяющие
ему сохранять цельность в качестве единого
движения. Это прежде всего отказ от нормативности
мышления, восприятие мира (природы) как
бесконечного процесса становления и разрушения.
Стремление увидеть за всем происходящим действие
еще не познанных законов "природы и сил, зачастую
враждебных человеку. Острое, почти болезненное
желание приблизиться к разгадке феномена смерти.
Изображение природных катаклизмов, уносящих
человеческие жизни (кораблекрушения,
землетрясения, потопы и т. д.), и переломных
моментов в истории отдельных народов и
человечества в целом. Одновременно романтики
восстают против обезличивания человека.
Индивидуум становится для них действительно
"мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир.
Особенно высоко ставили романтики личность
художника, композитора, писателя, сопрягая их
деятельность с мировым процессом творения.
Отсюда - пристальный интерес ко всему
своеобразному, непохожему, особенному. Именно
романтизм был тем направлением, которое
утвердило приоритет индивидуальной манеры
художника и в конечном счете открыло дорогу к
свободному выражению творческой личности.
|