РИСУНОК |
изображение, выполненное художником от руки с
помощью таких графических средств, как линия,
контур, штрих, точка, пятно, а также разнообразными
их сочетаниями и комбинациями. Рисунок бывает
черно-белым и цветным. Черно-белый рисунок может
быть контурным, линеарным - выполненным только
линией, без использования тональных и светотеневых
эффектов. Такая манера рисования называется
графической. Если же художник использует
возможности светотени, пятна и др., он близок к
живописной манере рисования. Многочисленные
разновидности рисунка различаются не только по
характеру исполнения, но и по темам и жанрам
(портрет, пейзаж, натюрморт и др.), по назначению
(законченный станковый рисунок, беглые наброски,
учебные постановки, анатомические и
естественнонаучные штудии; подготовительные
рисунки - эскизы, этюды, представляющие ранний
этап работы над живописной или сложной
графической композицией; архитектурные чертежи и
др.), а также по технике исполнения.
В зависимости от используемых материалов рисунки
делятся на выполненные сухими и жидкими
красящими веществами. К древнейшим сухим
рисующим материалам относятся уголь, а также
свинцовые, серебряные штифты, известные со времен
античности. Эпоха Возрождения вводит в арсенал
художественных материалов итальянский карандаш
("черный мел") и сангину ("красный мел"). С XVI в.
известен графит, с конца XVIII в. - карандаш
современного типа в деревянной оправе. К жидким
рисующим материалам, наносимым пером
(тростниковым, птичьим, металлическим) или
кистью, относятся тушь, бистр, сепия, чернила.
Основой для рисования могут служить разные
материалы. Так, в древнем мире использовали
папирус, в средние века - пергамент. В эпоху
Возрождения впервые стали рисовать на бумаге.
Рисунку принадлежит чрезвычайно важная роль в
искусстве. Он составляет основу всех видов
художественного изображения на плоскости
(живопись, гравюра, рельеф и др.), определяя общую
композицию, очертания формы предметов, их
расположение в пространстве.
|