ПОРТРЕТ |
(франц. portrait, от portraire - изображать) - изображение
человека либо группы людей, существующих или
существовавших реально. В изобразительном
искусстве портрет - один из ведущих жанров
живописи, скульптуры и графики, а также
фотоискусства. В основе жанра портрета лежит
мемориальное начало - увековечивание облика
конкретного человека. Важнейшим условием
портретности является сходство изображения с
портретируемым, причем не только внешнее, здесь
важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного
человека как представителя определенной
исторической эпохи, национальности, социальной
среды. Обычно портрет изображает современное
художнику лицо и создается непосредственно с
натуры. Наряду с этим сформировался исторический
портрет, изображающий какого-либо деятеля
прошлого и создаваемый по воспоминаниям или
воображению мастера на основе документального
или литературного материала. Как в портрете
современника, так и в историческом портрете
объективному изображению сопутствует
определенное отношение художника к своей модели,
отражающее его собственное мировоззрение,
эстетические убеждения. В зависимости от
назначения, художественной формы и характера
исполнения различают портреты станковые (картины,
бюсты, графические листы) и монументальные
(скульптурные монументы, фрески, мозаики),
парадные (или репрезентативные, т. е.
торжественно-официальные) и интимные, погрудные
и в полный рост, в анфас и в профиль и т. д. В разные
эпохи получают распространение портреты на
медалях и монетах, на геммах (резные на камне),
портретная миниатюра. По числу персонажей
портреты делятся на индивидуальные, парные
(двойные), групповые. Специфическим типом
портрета является автопортрет. Границы жанра
портрета очень подвижны, и часто собственно
портрет может сочетаться в одном произведении с
элементами других жанров - пейзажа, баталии,
интерьера и т. д. Портрет может раскрывать высокие
духовно-нравственные начала человека, но вместе с
тем портрету доступно правдивое, подчас
беспощадное выявление отрицательных черт модели;
эту задачу решают портретная карикатура, шарж,
сатирический портрет.
Зарождение портрета относится к глубокой
древности, первые значительные образцы его
встречаются в древнеегипетской скульптуре. В
Древней Греции в классическую эпоху создаются
обобщенные, идеализированные скульптурные
портреты поэтов, философов, правителей. Широкий
расцвет живописного, скульптурного и графического
портрета происходит в эпоху Возрождения. Работы
этого периода отмечены жизненной достоверностью,
психологической выразительностью характеристик.
Высочайшие достижения в портрете этой эпохи
связаны с творчеством итальянских и нидерландских
живописцев. Их традиции успешно развивали
художники последующих периодов и художественных
направлений. В России усиленный интерес к портрету
проявляется в XVII в., широкое распространение в этот
период получает парсуна. В XVIII в. начинается
интенсивное развитие светского портрета,
достигшего в конце столетия общеевропейского
уровня. Значительный вклад в развитие русской
портретной живописи внесли
художники-передвижники (1870- 1900-е гг.),
расширившие тематические рамки портретного
жанра: их моделями становятся представители
простого народа, демократической интеллигенции.
Их достижения в области психологического портрета
успешно развивали мастера XX в.
|