ОРДЕР



ОРДЕР



             (франц. ordre, итал. ordine, от лат. ordo - строй, порядок) - в архитектуре определенное сочетание несущих и весомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Согласно логике данной конструкции ордер делится (по вертикали) на три основные части: опору, несущую (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомую (архитрав, фриз, карниз, вместе составляющие антамблимент) системы. Формирование ордера началось еще в древние времена - в египетском, ассиро-вавилонском, древнеперсидском зодчестве. Но только в Древней Греции к V в. до н. э. сложилась классическая система архитектурных ордеров со строгими канонами. Основные ордеры получили название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Позднее в римской архитектуре сложились ордеры - тосканский (разновидность дорического ордера) и композитный (разновидность коринфского и ионического ордеров). Система архитектурных ордеров была воспринята и успешно развита в эпоху Возрождения такими мастерами, как А. Палладио, Виньола, Барбаро и др. Русские зодчие XVIII в. (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин и др.) прекрасно владели этой системой, о чем свидетельствуют созданные ими великолепные здания.