ОФОРТ



ОФОРТ



             (франц. eau-forte - азотная кислота) - широко распространенная разновидность углубленной гравюры на металле (цинк, медь). Процесс работы над классическим офортом идет следующим образом. На полированную металлическую доску наносят слой кислотоупорного лака, после затвердения которого поверхность доски коптят. На этот черный грунт переводится рисунок, выполненный обычно сангиной. Затем офортной иглой грунт процарапывают по линиям изображения до самой поверхности металла и помещают цинковую пластину в азотную кислоту (отсюда название техники), медную - в раствор хлорного железа. Кислота разъедает не защищенные грунтом места, и в металле образуются углубленные линии и штрихи - будущие печатающие элементы. В XVII в. французский гравер Ж. Колло усовершенствовал офортную технику изобретением ступенчатого травления. Суть его заключается в том, что не вся доска подвергается воздействию кислоты равномерно. Те ее участки, которые не нуждаются в более глубоком травлении, последовательно выкрываются лаком. Это позволяет получить форму с печатающими элементами разной глубины, а напечатанные с такой формы оттиски отличаются большим диапазоном тональных градаций - от серебристо-серого до насыщенного черного. Печать производится на специальном металлографическом станке, где под сильным давлением изображение с металлической доски переводится на увлажненную бумагу. Первые офорты были выполнены в начале XVI в. в Германии, затем - в Италии. В этой технике работали великие художники А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя. В России первый датированный офорт исполнен в 1665 г. С. Ф. Ушаковым. В XVIII в. в этой технике работали А. Ф. Зубов, Е. П. Чемесов, архитектор В. И. Баженов, а в XIX-XX вв. - И. И. Шишкин, Д. И. Митрохин, В. В. Матэ, В. А. Серов, Г. С. Верейский, и др.