ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО |
область декоративного искусства; задачи его -
оформление улиц, площадей к каким-либо событиям,
праздникам, оформление витрин, ярмарок, народных
празднеств, демонстраций, физкультурных
мероприятий, различного рода выставок и
экспозиций. Поскольку произведения
оформительского искусства носят кратковременный
характер, они создаются из легких и дешевых
материалов, мобильных (быстро собирающихся и
разбирающихся) конструкций. Большое значение
имеет здесь правильное пространственное и
цветовое решение. Художники-оформители широко
используют выразительные средства архитектуры,
графики, скульптуры, фотоискусства, светотехники.
Оформительское искусство в какой-то мере
родственно театрально-декорационному; но если в
театре декорации воспринимаются извне, из
зрительного зала, то в оформительском искусстве
зритель находится внутри художественно решенного
пространства. Истоки оформительского искусства
лежат в религиозных ритуалах древности, языческих
празднествах, посвященных солнцу, приходу весны и т.
п. Оформление средневековых массовых действ -
карнавалов и религиозных процессий-часто
становились ярким проявлением народной
художественной культуры. В эпоху Возрождения
оформительское искусство приобретает
"профессиональный" характер, усиливается
организующая роль художника-оформителя (обычно
живописца или архитектора), подчиняющего действо
целостному художественному замыслу. О высоком
значении, которое придавалось в ту эпоху
оформительскому искусству, говорит тот факт, что
оформителями работали Леонардо да Винчи, П. П.
Рубенс и другие прославленные мастера. В России
оформительское искусство стало со времени Петра I
важнейшей составной частью придворных феерий и
триумфальных шествий, широко использовались
декоративная живопись и скульптура, фейерверки,
различные механические трюки. Со временем
оформительское искусство стало более
функциональным и расширило круг своих задач.
|