НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА |
одна из значительных школ в развитии
древнерусского искусства второй половины XII-XV в.
Лосле восстания 1136г. в Новгороде возникла богатая,
сильная республика, где власть князя ограничивало
народное вече. Великолепные храмы, иконы, фрески,
произведения прикладного искусства и книжной
миниатюры отражают высокий уровень культуры,
достигнутый Новгородским государством. Шедевры
раннего новгородского зодчества - церкви
Благовещения в Аркажах (1189), Святого Георгия в
Старой Ладоге (1160-80-е) и Спаса-на-Нередице (1199, не
сохранилась) - отличаются простотой и ясностью
планов. Они выглядят приземистыми, тяжеловатыми,
однако удивительно пластичными, органично
связанными с равнинным северным пейзажем.
Интерьеры новгородских храмов богато расписаны
фресками. В живописи новгородской школы XII- XIII вв.
прослеживаются два направления. Одно, связанное с
византийскими традициями, отличается
изысканностью, тонкостью письма, величавостью
образов, гармоничным неярким колоритом (фрески
храмов в Старой Ладоге и Аркажах). К этому
направлению относятся также монументальные
иконы больших размеров ("Устюжское Благовещение",
"Голова Архангела", обе XII в.; "Успение Богоматери", XIII
в., и др.). Монументальные новгородские иконы с их
возвышенными образами, гармоничным линейным
ритмом, немного сумрачным колоритом - явление
уникальное. Другое направление новгородской
живописи ближе к национальным, народным корням и
традициям. Оно прослеживается и в монументальных
фресковых росписях (храм Спаса-на-Нередице), и в
памятниках иконописи ("Иоанн Лествичник, Георгий и
Власий", XIII в., и др.). Образы святых здесь не так
возвышенны и неприступны, они проще, живее, добрее.
Более простым и ярким становится колористическое
решение. В XIV-XV вв. в Новгороде шло интенсивное
строительство храмов (церкви Николы-на-Липне, 1292;
Успения на Волотовом поле,1352;Федора Стратилата,
1361; Спасо-Преображенский собор, 1374, и др.).
Новгородские храмы, отличаются
монументальностью архитектурного облика. На это
время приходится и период расцвета новгородской
живописи! Заметно&влияние на мастеров
Новгородской школы оказали работы выходца из
Византии Феофана Грека. В Новгороде Феофан
расписал Спасо-Преображенский собор (137.8). Его
темпераментная, сильная живопись с выразительным
контуром фигур и резкими светлыми бликами,
акцентирующими внимание на чертах лица, умение
передавать в облике изображенных внутреннее
состояние произвели огромное впечатление на
русских живописцев. Под воздействием его искусства
выполнены фрески церквей Федора Стратилата
(1370-е) и Успения на Волотовом поле (не сохранились).
Другие
росписи (церкви Спаса-на-Ковалеве, 1380; Рождества на
кладбище, 1390-е) обнаруживают связь Новгородской
школы с грузинскими и особенно сербскими
традициями. В иконописи XIV-XV вв. ощутимо сильное
воздействие народного творчества. Это сказалось в
любви художников к ярким локальным краскам, а
также в переосмыслении образов христианских
святых, трансформированных в духе традиционных
народных верований. Так, особенно любимый
новгородцами образ святого Георгия приобретает
черты сказочного королевича. Другая особенность
новгородских икон состоит в наполнении эпизодов
Священного Писания бытовыми подробностями, в
изображении реальных лиц (семья на иконе
"Молящиеся новгородцы", 1467) или целых
исторических эпизодов ("Битва суздальцев с
новгородцами", конец XV в.). До нас дошли также
великолепные образцы новгородского
художественного шитья, резьбы по дереву, книжной
миниатюры, в которой новгородцы выработали
своеобразный стиль украшения инициалов,
предполагающий сочетание человеческих фигур и
фантастических животных.
|