НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА



НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА



             одна из значительных школ в развитии древнерусского искусства второй половины XII-XV в. Лосле восстания 1136г. в Новгороде возникла богатая, сильная республика, где власть князя ограничивало народное вече. Великолепные храмы, иконы, фрески, произведения прикладного искусства и книжной миниатюры отражают высокий уровень культуры, достигнутый Новгородским государством. Шедевры раннего новгородского зодчества - церкви Благовещения в Аркажах (1189), Святого Георгия в Старой Ладоге (1160-80-е) и Спаса-на-Нередице (1199, не сохранилась) - отличаются простотой и ясностью планов. Они выглядят приземистыми, тяжеловатыми, однако удивительно пластичными, органично связанными с равнинным северным пейзажем. Интерьеры новгородских храмов богато расписаны фресками. В живописи новгородской школы XII- XIII вв. прослеживаются два направления. Одно, связанное с византийскими традициями, отличается изысканностью, тонкостью письма, величавостью образов, гармоничным неярким колоритом (фрески храмов в Старой Ладоге и Аркажах). К этому направлению относятся также монументальные иконы больших размеров ("Устюжское Благовещение", "Голова Архангела", обе XII в.; "Успение Богоматери", XIII в., и др.). Монументальные новгородские иконы с их возвышенными образами, гармоничным линейным ритмом, немного сумрачным колоритом - явление уникальное. Другое направление новгородской живописи ближе к национальным, народным корням и традициям. Оно прослеживается и в монументальных фресковых росписях (храм Спаса-на-Нередице), и в памятниках иконописи ("Иоанн Лествичник, Георгий и Власий", XIII в., и др.). Образы святых здесь не так возвышенны и неприступны, они проще, живее, добрее. Более простым и ярким становится колористическое решение. В XIV-XV вв. в Новгороде шло интенсивное строительство храмов (церкви Николы-на-Липне, 1292; Успения на Волотовом поле,1352;Федора Стратилата, 1361; Спасо-Преображенский собор, 1374, и др.). Новгородские храмы, отличаются монументальностью архитектурного облика. На это время приходится и период расцвета новгородской живописи! Заметно&влияние на мастеров Новгородской школы оказали работы выходца из Византии Феофана Грека. В Новгороде Феофан расписал Спасо-Преображенский собор (137.8). Его темпераментная, сильная живопись с выразительным контуром фигур и резкими светлыми бликами, акцентирующими внимание на чертах лица, умение передавать в облике изображенных внутреннее состояние произвели огромное впечатление на русских живописцев. Под воздействием его искусства выполнены фрески церквей Федора Стратилата (1370-е) и Успения на Волотовом поле (не сохранились). Другие росписи (церкви Спаса-на-Ковалеве, 1380; Рождества на кладбище, 1390-е) обнаруживают связь Новгородской школы с грузинскими и особенно сербскими традициями. В иконописи XIV-XV вв. ощутимо сильное воздействие народного творчества. Это сказалось в любви художников к ярким локальным краскам, а также в переосмыслении образов христианских святых, трансформированных в духе традиционных народных верований. Так, особенно любимый новгородцами образ святого Георгия приобретает черты сказочного королевича. Другая особенность новгородских икон состоит в наполнении эпизодов Священного Писания бытовыми подробностями, в изображении реальных лиц (семья на иконе "Молящиеся новгородцы", 1467) или целых исторических эпизодов ("Битва суздальцев с новгородцами", конец XV в.). До нас дошли также великолепные образцы новгородского художественного шитья, резьбы по дереву, книжной миниатюры, в которой новгородцы выработали своеобразный стиль украшения инициалов, предполагающий сочетание человеческих фигур и фантастических животных.