МОЗАИКА |
(франц. mosaque, итал. mosaico, от лат. musivum -
посвященное музам) - изображение, тематическое
или орнаментальное, выполненное из фрагментов
одного и того же или разных материалов - камня,
смальты, керамической плитки и др. Широко
применяется в монументальном, а также
декоративно-прикладном искусстве, реже - для
создания станковых произведений. Техника
исполнения мозаичной композиции состоит в том,
что кусочками материала, из которого набирается
мозаика, заполняют заранее нанесенный на основу
контурный рисунок. При этом все фрагменты
тщательно подгоняются друг к другу, укрепляются на
цементе или специальной мастике и затем
шлифуются. Существует несколько видов мозаики, в
зависимости от формы материала, используемого
художником: наборная мозаика (выполняется из
мелких кусочков-осколков), пластинчатая, или
штучная, мозаика (используются более крупные
фрагменты, вырезанные в соответствии с контурами
рисунка), так называемая флорентийская мозаика
(появилась в Италии в XVI в., состоит из довольно
крупных плиток хорошо отшлифованного камня),
римская мозаика (происходит из мастерских Рима
XVI-XVII вв., набирается из очень мелких кубиков
смальты). По способу набора мозаика бывает прямой
(выполняется прямо на стене, куполе, своде и т. д. или
отдельной пластине, которая затем монтируется на
предназначенное ей место) и обратной (наклеивается
лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным
на них рисунком композиции, затем такую мозаику
заливают закрепляющим составом и устанавливают
на место, а временную основу удаляют).
Древнейшие из известных в настоящее время мозаик
относятся к культуре Двуречья и датируются III тыс. до
н. э. Широкое распространение получила мозаика в
античном искусстве, где ею украшались столешницы,
стены, а также полы в общественных зданиях и домах
знати. Как правило, это многоцветные композиции,
набранные из мелких кусочков камня. Следующий этап
расцвета мозаики связан с культовым зодчеством
Византии. Особенность византийских мозаик состоит
в том, что, набранные из смальт и камней, часто
полудрагоценных, они не шлифовались. Это создавало
сильный эффект, рождавшийся в результате
преломления света и отражения его от неровной,
искрящейся поверхности. Эффект еще более
усиливали золотые фоны мозаик. В исламских странах
с XIII-XIV вв. получила распространение чисто
орнаментальная, звонкая по цвету майоликовая
мозаика, всецело подчиненная архитектурным
формам сооружений. В Европе в XVII в.
распространяется смальтовая мозаика со
шлифованной поверхностью, имитирующая масляную
живопись и утратившая специфику мозаики как
самостоятельного вида искусства. Именно такую
мозаику и возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов; под его
руководством и им самим в технике смальтовой
мозаики были созданы станковые портреты и
батальные композиции, в том числе знаменитое
панно "Полтавская баталия". В 1864 г. при
Петербургской АХ было открыто мозаичное
отделение (в связи с необходимостью изготовить
мозаики для Исаакиевского собора). На рубеже XIX и XX
вв. интерес к технике мозаики вновь возрастает.
Майоликовые мозаики выполняли М. А. Врубель, В. М.
Васнецов, братья Фроловы и др. В XX в. мозаика заняла
достойное место среди других видов
монументально-декоративного искусства. Мозаичные
панно украсили станции метро, интерьеры дворцов
культуры, театров, правительственных зданий и
резиденций. В технике смальтовой мозаики работали
А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. И. Андронов, Б. А. Тальберг
и др.
|