МОСКОВСКАЯ ШКОЛА



МОСКОВСКАЯ ШКОЛА



             одна из локальных школ древнерусского искусства XIV-XVI вв., возникшая в Московском княжестве и постепенно занявшая доминирующее положение в древнерусском искусстве. Так как Москва первоначально входила во Владимиро-Суздальские земли, Московская школа сложилась под влиянием художественных традиций Северо-Восточной Руси. Для раннемосковского зодчества характерен широкий размах строительства. В конце XIV - начале XV в. формируется особый тип храма. Пространственное решение московского храма определяется схемой четырехстолпного белокаменного храма с пониженными угловыми ячейками. Он украшен декоративными кокошниками, резными поясами по фасадам (например, Спасский собор Андронникова монастыря, 1420-27). В связи с созданием вокруг Москвы русского централизованного государства московское зодчество получило новый импульс к развитию. В столицу приглашались иностранные зодчие: А. Фиораванти, М. Фрязин и др. Именно сочетание местной и идущей извне традиции дало наиболее значительные образцы московской архитектуры конца XV-XVI вв., в числе которых Грановитая палата, Архангельский собор и др. Особенности самостоятельной школы ощутимы и в иконописи. В ранней иконописи московской школы прослеживаются две линии. Одна из них связана с влиянием византийской живописи, с работой в Москве греческих мастеров. К ней относится, например, икона "Спас Ярое Око". Другая, сугубо местная, характеризуется особой образностью, созерцательностью. К ней принадлежат иконы "Борис и Глеб" (начало XIV в.), "Троица" (середина XIV в.) и др. Расцвет московской школы иконописания связан с именами Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного и др. Свои особенности московская школа имела и в области декоративно-прикладного искусства.