МОСКОВСКАЯ ШКОЛА |
одна из локальных школ древнерусского искусства
XIV-XVI вв., возникшая в Московском княжестве и
постепенно занявшая доминирующее положение в
древнерусском искусстве. Так как Москва
первоначально входила во Владимиро-Суздальские
земли, Московская школа сложилась под влиянием
художественных традиций Северо-Восточной Руси.
Для раннемосковского зодчества характерен широкий
размах строительства. В конце XIV - начале XV в.
формируется особый тип храма. Пространственное
решение московского храма определяется схемой
четырехстолпного белокаменного храма с
пониженными угловыми ячейками. Он украшен
декоративными кокошниками, резными поясами по
фасадам (например, Спасский собор Андронникова
монастыря, 1420-27).
В связи с созданием вокруг Москвы русского
централизованного государства московское
зодчество получило новый импульс к развитию. В
столицу приглашались иностранные зодчие: А.
Фиораванти, М. Фрязин и др. Именно сочетание
местной и идущей извне традиции дало наиболее
значительные образцы московской архитектуры конца
XV-XVI вв., в числе которых Грановитая палата,
Архангельский собор и др. Особенности
самостоятельной школы ощутимы и в иконописи. В
ранней иконописи московской школы прослеживаются
две линии. Одна из них связана с влиянием
византийской живописи, с работой в Москве
греческих мастеров. К ней относится, например, икона
"Спас Ярое Око". Другая, сугубо местная,
характеризуется особой образностью,
созерцательностью. К ней принадлежат иконы "Борис
и Глеб" (начало XIV в.), "Троица" (середина XIV в.) и др.
Расцвет московской школы иконописания связан с
именами Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила
Черного и др. Свои особенности московская школа
имела и в области декоративно-прикладного
искусства.
|