МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА |
комплекс мероприятий советского правительства в
1920-х гг., направленных на развитие
монументального искусства после победы
социалистической революции. План монументальной
пропаганды был выдвинут В. И. Лениным, и
осуществление его началось с правительственного
декрета от 12 апреля 1918 г. "О снятии памятников,
воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработки
проектов памятников Российской Социалистической
Революции". Монументальная пропаганда
предусматривала преимущественное развитие
монументально-декоративных видов искусства,
используемых как агитационное средство в борьбе за
победу нового строя, за просвещение и воспитание
народных масс. Она ставила своей задачей обновить
облик советских городов, художественно оформить
новый советский быт. Среди ее конкретных
мероприятий были широко распространены открытие
или закладка памятников в честь прогрессивных
деятелей науки, культуры, революционеров; получили
развитие такие мероприятия, как конкурсы на
проекты перепланировки архитектурных ансамблей в
духе нового времени. Произведения монументальной
пропаганды создавались в те годы преимущественно
как временные, из дешевых материалов (гипс, дерево),
лучшие из них позднее были переведены в "вечные"
материалы (сохранились и поныне памятники А. И.
Герцену и Н. П. Огареву, К. А. Тимирязеву в Москве; Н. А.
Некрасову, В. Володарскому в Петербурге и др.).
Участие в монументальной пропаганде стало хорошей
практической школой для многих художников,
скульпторов,- архитекторов (С. Т. Конёнков, Л. В.
Шервуд, Н. А. Андреев, С. А. Евсеев, В. А. Шуко, М. Г.
Манизер и др.).
|