МОДЕРН |
(франц. moderne - новейший, современный) -
художественный стиль, господствовавший в
европейском искусстве конца XIX - начала XX в. В
разных странах получил различные названия: в России
- "модерн", во Франции, Бельгии и Англии - "арнуво", в
Германии - "югендстиль", в Австро-Венгрии -
"сецессион", в Италии - "либерти" и т. д.
Идеологической основой возникновения модерна
стали философско-эстетические воззрения Ф.
Ницше, А. Бергенсона и др. По мысли его теоретиков,
модерн должен был стать стилем жизни нового
общества, создать вокруг человека цельную,
эстетически насыщенную
предметно-пространственную среду. Круг идей
модерн зачастую заимствовал у, символизма. Однако
модерн отличался внутренней противоречивостью:
был ориентирован на изысканный, утонченный вкус,
поддерживал принципы "искусства для искусства" и в
то же время стремился к обслуживанию и
"воспитанию" массового потребителя.
Исключительное значение в модерне имели особые
принципы формообразования. Они заключались в
уподоблении природным, органическим формам и
структурам. Значительное место в художественной
практике модерна занимал орнамент, особенно
растительный. В числе излюбленных модерном
орнаментальных и изобразительных мотивов - маки,
лилии, ирисы и другие растения, лебеди,
извивающиеся ящерицы и змеи, мотив волны, танца, а
также образ женщины с распущенными волосами.
Цветовая гамма модерна - преимущественно
холодных, блеклых тонов. Модерн
охватил все виды пластических искусств -
архитектуру, живопись, графику,
декоративно-прикладное и
театрально-декорационное искусство. Для живописи
модерна характерно подчеркнутое декоративное
начало, работа пятном и исключительная роль
плавных линий и контуров. Небывалого расцвета
достигли в эпоху модерна графические искусства:
книжная и журнальная графика, плакат и др.
Архитектура модерна тяготела к нескольким
типологическим вариантам сооружений: небольшой
особняк, многоквартирный доходный дом и
общественное здание. Для архитектуры эпохи
модерна характерны свободная композиция объемов,
плавность, текучесть линий, использование в декоре
разнообразных материалов, различных по фактуре и
цвету, и т. п. Модерн стремился к осуществлению
художественного синтеза в самых разных областях.
Большое распространение получили идеи создания
единой художественно оформленной
предметно-бытовой среды. Отличительной чертой
эпохи модерна был программный универсализм
художников, занимавшихся самыми разнообразными
видами художественной деятельности. Это особенно
отчетливо проявилось в творчестве мастеров
петербургского объединения "Мир искусства" и
подмосковного Абрамцевского кружка, многие из
которых были одновременно живописцами, книжными
графиками, художниками-декораторами,
модельерами и т. д.
|