МОДЕРН



МОДЕРН



             (франц. moderne - новейший, современный) - художественный стиль, господствовавший в европейском искусстве конца XIX - начала XX в. В разных странах получил различные названия: в России - "модерн", во Франции, Бельгии и Англии - "арнуво", в Германии - "югендстиль", в Австро-Венгрии - "сецессион", в Италии - "либерти" и т. д. Идеологической основой возникновения модерна стали философско-эстетические воззрения Ф. Ницше, А. Бергенсона и др. По мысли его теоретиков, модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную предметно-пространственную среду. Круг идей модерн зачастую заимствовал у, символизма. Однако модерн отличался внутренней противоречивостью: был ориентирован на изысканный, утонченный вкус, поддерживал принципы "искусства для искусства" и в то же время стремился к обслуживанию и "воспитанию" массового потребителя. Исключительное значение в модерне имели особые принципы формообразования. Они заключались в уподоблении природным, органическим формам и структурам. Значительное место в художественной практике модерна занимал орнамент, особенно растительный. В числе излюбленных модерном орнаментальных и изобразительных мотивов - маки, лилии, ирисы и другие растения, лебеди, извивающиеся ящерицы и змеи, мотив волны, танца, а также образ женщины с распущенными волосами. Цветовая гамма модерна - преимущественно холодных, блеклых тонов. Модерн охватил все виды пластических искусств - архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Для живописи модерна характерно подчеркнутое декоративное начало, работа пятном и исключительная роль плавных линий и контуров. Небывалого расцвета достигли в эпоху модерна графические искусства: книжная и журнальная графика, плакат и др. Архитектура модерна тяготела к нескольким типологическим вариантам сооружений: небольшой особняк, многоквартирный доходный дом и общественное здание. Для архитектуры эпохи модерна характерны свободная композиция объемов, плавность, текучесть линий, использование в декоре разнообразных материалов, различных по фактуре и цвету, и т. п. Модерн стремился к осуществлению художественного синтеза в самых разных областях. Большое распространение получили идеи создания единой художественно оформленной предметно-бытовой среды. Отличительной чертой эпохи модерна был программный универсализм художников, занимавшихся самыми разнообразными видами художественной деятельности. Это особенно отчетливо проявилось в творчестве мастеров петербургского объединения "Мир искусства" и подмосковного Абрамцевского кружка, многие из которых были одновременно живописцами, книжными графиками, художниками-декораторами, модельерами и т. д.