МЕЦЦО-ТЙНТО



МЕЦЦО-ТЙНТО



             (итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный, тонированный), "ЧЕРНАЯ МАНЕРА" - вид гравюры на металле. Относится к углубленной печати. Название связано с тем, что в отличие от других способов гравирования изображение выполняется путем постепенного высветления отдельных участков "зачерненной" поверхности особым образом подготовленной медной доски. С этой целью хорошо отполированная доска обрабатывается специальным инструментом - качалкой - до тех пор, пока вся поверхность не приобретет равномерную зернистую фактуру. Затем с помощью тампона доску набивают типографской краской. Если теперь с нее сделать оттиск, то получится однородный отпечаток глубокого черного тона. Изображение на поверхность доски наносится (выскабливается) с помощью шабера (инструмента трехгранной или ланцетообразной формы) и окончательно доводится стальной гладилкой. Таким способом достигается постепенность, плавность перехода от самого темного участка изображения к самому светлому. Чем светлее должен быть участок, тем сильнее он выглаживается и тем ниже оказывается относительно первоначального уровня доски. После того как печатная форма подготовлена, доска покрывается специальной типографской краской, и с нее под давлением осуществляется печать. На более темные, а значит, и более высокие участки доски приходится большее давление. В результате они отдают больше краски, что создает бархатистость и глубину тона. Светлые же, углубленные участки вовсе не удерживают краски и при печати дают белое пятно. Специфика техники меццо-тинто позволяет добиваться не только плавных тональных переходов, но передавать живописную манеру, имитируя фактуру красочного мазка. Обладая самыми богатыми возможностями по части передачи тональных градаций, меццо-тинто в качестве репродукционной техники применялось именно для передачи живописных оригиналов. Родиной техники меццо-тинто считается Германия (XVII в.), однако наиболее широко и успешно она использовалась английскими граверами второй половины XVIII - начала XIX в.