МЕЦЦО-ТЙНТО |
(итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный,
тонированный), "ЧЕРНАЯ МАНЕРА" - вид гравюры на
металле. Относится к углубленной печати. Название
связано с тем, что в отличие от других способов
гравирования изображение выполняется путем
постепенного высветления отдельных участков
"зачерненной" поверхности особым образом
подготовленной медной доски. С этой целью хорошо
отполированная доска обрабатывается специальным
инструментом - качалкой - до тех пор, пока вся
поверхность не приобретет равномерную зернистую
фактуру. Затем с помощью тампона доску набивают
типографской краской. Если теперь с нее сделать
оттиск, то получится однородный отпечаток
глубокого черного тона. Изображение на поверхность
доски наносится (выскабливается) с помощью шабера
(инструмента трехгранной или ланцетообразной
формы) и окончательно доводится стальной
гладилкой. Таким способом достигается
постепенность, плавность перехода от самого
темного участка изображения к самому светлому.
Чем светлее должен быть участок, тем сильнее он
выглаживается и тем ниже оказывается
относительно первоначального уровня доски. После
того как печатная форма подготовлена, доска
покрывается специальной типографской краской, и с
нее под давлением осуществляется печать. На более
темные, а значит, и более высокие участки доски
приходится большее давление. В результате они
отдают больше краски, что создает бархатистость и
глубину тона. Светлые же, углубленные участки вовсе
не удерживают краски и при печати дают белое пятно.
Специфика техники меццо-тинто позволяет
добиваться не только плавных тональных переходов,
но передавать живописную манеру, имитируя
фактуру красочного мазка. Обладая самыми
богатыми возможностями по части передачи
тональных градаций, меццо-тинто в качестве
репродукционной техники применялось именно для
передачи живописных оригиналов.
Родиной техники меццо-тинто считается Германия
(XVII в.), однако наиболее широко и успешно она
использовалась английскими граверами второй
половины XVIII - начала XIX в.
|