ЛУБОК, ЛУБОЧНЫЕ КАРТИНКИ |
народные картинки - произведения графики,
преимущественно печатной, выполненные
безымянными художниками-самоучками. Существуют
также стилизации народных картинок, авторы
которых, профессиональные художники, сознательно
подражают этому виду творчества.
Лубочные картинки рассчитаны на распространение
среди широких народных слоев, а потому отличаются
доходчивостью образов, часто заимствованных из
фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и
персонажи. Особенностью лубков являются простота и
грубоватость, присущие как изобразительному языку
с его обобщенным, несколько примитивным рисунком
и яркой локальной раскраской, так и пояснительным
текстам, часто развернутым, являющимся
неотъемлемой частью лубка. Содержание картинок
самое разнообразное - от официальных, посвященных
религиозным праздникам, почитаемым святым,
правящим монархам, победам русского оружия, до
антиправительственных, представлявших верховную
власть и духовенство в сатирическом духе (такие
лубки печатались в подпольных типографиях и
официально подлежали изъятию). Большой
популярностью в народной среде пользовались лубки
на темы былин, присказок, пословиц, а в XIX в. еще и
литературных произведений А. С. Пушкина, Н. В.
Гоголя, других писателей. К концу XIX в. увеличивается
количество лубков на темы песенного фольклора, в
частности городского романса. Самые ранние из
известных ныне лубков появились в Китае и
выполнялись от руки. В VIII в. лубки начинают резать на
деревянной доске в технике ксилографии и
раскрашивать вручную. В Европе наиболее ранние
лубки также выполнялись в технике гравюры на
дереве, однако появились они значительно позже - в
XV в. С XVII в. известны медные лубочные доски. В XIX в.
лубок освоил печать с камня - литографию.
В России народные лубочные картинки имели широкое
хождение начиная с XVII в., но уже в первой четверти
XIX в. лубочную форму и приемы берут на вооружение
профессиональные художники. Впервые это было
сделано А. Г. Венециановым, И. И. Теребеневым в
офортах на темы Отечественной войны 1812 г. В свою
очередь, мастера-самоучки начали подражать
рисованию профессионалов, что и породило
характерное для середины и второй половины XIX в.
смешение стилей, оформившееся в
полупрофессиональное, так называемое примитивное
направление в лубочной картинке. В начале XX в.
русский лубок, оказавшийся в поле зрения молодых
художников-авангардистов М. Ф. Ларионова, Н. С.
Гончаровой и др., в разной степени повлиял на
формирование их индивидуального стиля.
|