ЛИТОГРАФИЯ |
(греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид
тиражной, так называемой плоской печати, а также
произведения графического искусства, выполненные
в литографской технике. Изобретена в середине
1790-х гг. А. Зенефельдером. Печатной формой служит
литографский камень - плита из однородного
известняка, пористая структура которого
обеспечивает впитывание влаги. Для получения
печатной формы на отшлифованную поверхность
литографского камня наносят рисунок специальными
жиросодержащими материалами - литографским
карандашом (особым жирным мелком) или
литографской тушью. Затем рисунок слегка
протравливают слабым раствором азотной кислоты с
небольшими добавками. Теперь, если увлажнить
камень и накатать на него жирную печатную краску,
она пристанет в местах, где был рисунок.
Обработанные же кислотой и принявшие влагу
пробельные участки будут отталкивать жиpнyю
краску. Оттиски с печатной формы можно получать,
притиснув к камню бумагу или, как это принято в
настоящее время, на специальном печатном станке.
Сравнительно с другими печатными техниками
литографию отличает относительная дешевизна.
Работать на камне легче и проще, чем на медной
доске. Это одна из немногих техник, позволяющая
вносить поправки и переделки в рисунок на печатной
форме, а также многократно ее использовать для
новых; рисунков, предварительно перешлифовав
поверхность камня. Работая на камне, художник
помнит, что при печати он получит зеркальное
изображение. Избежать этого можно в том случае,
когда рисунок выполняется не прямо на камне, а на
специальной (автографской) бумаге - КОРНПАПИРЕ.
Такая бумага покрыта клеевым слоем. Рисунок
наносят на нее обычным литографским карандашом.
Затем бумагу кладут рисунком вниз на влажный
отшлифованный камень и притискивают к нему.
Бумага плотно пристает к камню, рисунок
"зажиривает" поверхность и таким образом
переходит на камень. После этого бумагу снимают, а
камень с нанесенным на него изображением
обрабатывают обычным способом.
Кроме черно-белой широко распространена цветная
литография. В этом случае для каждого цвета
художник выполняет рисунок на отдельном камне и
после соответствующей обработки начинает
печатать на одном листе бумаги последовательно со
всех камней, строго следя за совмещением оттисков.
Обычно печать выполняется от более светлых тонов к
более темным. Количество цветов и, соответственно,
камней бывает разным - три, пять и более.
|