КСИЛОГРАФИЯ



КСИЛОГРАФИЯ



             (греч. xylon - дерево и grapho - пишу, рисую) - гравюра на дереве, один из видов высокой печати и древнейшая техника гравюры вообще. Известна на Востоке уже более тысячи лет. В Европе появилась в эпоху Раннего Возрождения (конец XIV в.) и получила развитие в XV-XVI вв. В России известна с середины XVI в. Существуют две основные разновидности: обрезная (или продольная) и торцовая ксилография. Обрезная относится к первоначальному, самому древнему ее виду и в классической форме сегодня почти не встречается. Режется на доске, у которой древесные волокна идут параллельно поверхности. С этой целью выбираются породы деревьев средней твердости - груша, яблоня, клен, ольха, липа; для тонких работ - пальма и самшит. На хорошо отполированную поверхность доски пером или кистью наносят рисунок. Затем ножами различных размеров и разной формы каждая линия рисунка обрезается с обеих сторон. После этого ножами и долотцами разных сечений выдалбливаются, вычищаются пробелы между штрихами. Таким образом не деревянной доске появляется выпуклая печатная форма - рисунок с контурами, возвышающимися над плоскостью фона. На него валиком или тампоном наносят типографскую краску и притискивают бумагу вручную (притирая специальной косточкой) или на печатном станке. Современные художники, выполняя гравюру на продольном спиле дерева, используют штихели. В отличие от вышеописанного способа, когда изображение прорисовано комбинациями черных штрихов по белому фону, в данном случае происходит наоборот: изображение оказывается как бы утопленным, углубленным по отношению к поверхности доски, а печатающим элементом становится фон. Торцовая ксилография, изобретателем которой считается англичанин Т. Бьюик (1753- 1828), отличается от продольной тем, что для нее берется доска поперечного распила. Используется дерево твердых пород - пальма, бук, самшит, вишня. Так как толщина ствола чаще всего бывает меньше, чем требуется для гравюры, доски склеивают, подбирая древесину без дефектов и одинаковой плотности. Таким образом получается однородная доска с мелкозернистой текстурой. Работая по ней, уже не нужно преодолевать сопротивление древесных волокон, сбивающих свободное движение руки художника, как это происходит при выполнении продольной ксилографии. Твердая однородная поверхность дерева диктует применение специальных инструментов - штихелей, аналогичных тем, что используют при гравировании на металле. Такими инструментами можно выполнять самую тонкую штриховку в любых направлениях, что существенно расширяет художественные возможности гравюры на дереве. Эта особенность оказалась чрезвычайно важной в репродукционной ксилографии XIX в., когда с помощью тонального решения надо было передать впечатление от живописного оригинала. Поэтому торцовая гравюра получила еще одно название - тоновая гравюра на дереве. Кроме черно-белой существует цветная ксилография. Главное ее отличие от тоновой заключается в том, что она печатается не с одной, а с трех и более досок. При этом каждому цвету соответствует отдельная доска. Печать осуществляется последовательно со всех досок в строгой очередности, начиная с самой светлой и заканчивая наиболее насыщенной краской.