КОНСТРУКТИВИЗМ



КОНСТРУКТИВИЗМ



             (лат. constructio - построение) - направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги). Первая организация конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Ган, В. А. и Г. А. Стенберги и др.) возникла в Инхуке в 1921 г. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить эстетические возможности новой техники, ее логичных и целесообразных конструкций. В своих работах они открывали художественные возможности таких материалов,, как дерево, металл, стекло. Показной роскоши конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутый утилитаризм (т. е. практичность, возможность использовать в повседневной жизни) новых предметных форм, в чем видели воплощение демократичности и новых отношений между людьми. Эстетика конструктивизма в определенной степени способствовала становлению отечественного художественного конструирования и дизайна: на основе разработок художников-конструктивистов создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, мебели; художники создавали рисунки для тканей, разрабатывали практичные модели рабочей одежды (В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин), создавали оформление выставок (Л. М. Лисицкий), новые простые и мобильные типы театральных декораций (А. А. Веснин, Л. С. Попова и др.). Особенно отчетливо принципы конструктивизма выявились в архитектуре: железобетонный каркас, четкие кубические формы, рациональная планировка. Архитекторы (А. А. и В. А. Веснины, В. Н. Никольский, М. Я. Гинзбург и др.) вели поиск новых приемов планировки населенных мест, разрабатывали новые типы общественных зданий (дворцы труда, дома культуры, рабочие клубы и т. п.).