КЛАССИЦИЗМ |
один из больших стилей европейского искусства XVII -
начала XIX в. В качестве художественного образца
ориентировался на античное искусство и архитектуру,
продолжая тем самым традиции Высокого
Возрождения. В основе этики и эстетики классицизма
лежит жесткая система ценностей. Человек - часть
природы, но вместе с тем ее наиболее высоко
организованная часть - венец творения. Возможности
человеческого разума безграничны; он познает
природу во всех самых сложных ее проявлениях; Разум
и воля господствуют в человеке, подчиняя эмоции и
"сердечные порывы", концентрируя и направляя
личность на выполнение своего долга перед
обществом и государством.
Установка на строгую систему господствует и в
искусстве классицизма с его четкой иерархией
жанров, особенно наглядно проявившейся в живописи.
Здесь граница проходит между высоким искусством -
картинами на религиозные, мифологические,
исторические сюжеты и "малыми" жанрами -
портретом, пейзажем, натюрмортом, бытовыми
сценами. Упорядоченность, нормативность
классицизма сказалась также и в разработке
устойчивой композиционной и колористической
системы решения живописного полотна с
обязательным делением на три цветовых и
пространственных плана (коричневый - первый,
зеленый - средний, голубой - дальний).
В отличие от предшествовавшего барокко, для
которого характерны контраст, диссонанс,
асимметрия, бурное движение, вычурные, необычные
формы, классицизм избрал противоположное -
гармонию и меру во всем, уравновешенность и
симметрию, состояние покоя - статику, предпочтение
четких геометрических форм (круг, эллипс, квадрат,
прямоугольник). Особенно отчетливо эти принципы
проявились в архитектуре, скульптуре, графике.
В XVII в. наиболее цельная и завершенная
классицистическая система сложилась во Франции,
где закреплению выработанных теоретических
доктрин способствовали две парижские Королевские
академии - живописи и скульптуры и архитектуры. К
середине XVIII в. французский классицизм постепенно
эволюционирует в духе эстетики Просвещения к своей
завершающей фазе - сентиментализму. Новая волна
подъема классицизма приходится на начало XIX в. Она
вызвана археологическими находками в Геркулануме,
Помпеях, Стабии, античной Трое и др.
Общепризнанным центром классицистического
искусства в это время становится Рим, куда
устремляются совершенствовать мастерство
европейские художники, в том числе и русские.
Расцвет классицизма в России падает на последнюю
треть XVIII - первую треть XIX в. Именно в это время
появляются все лучшие архитектурные ансамбли
Петербурга, Москвы, Твери, Ярославля и др.,
отмеченные обращением к опыту французских зодчих
XVII в. В русском изобразительном искусстве развитие
классицизма связано с деятельностью Петербургской
АХ, переживавшей в эпоху классицизма период
наивысшего расцвета.
|