ЖИВОПИСЬ |
вид изобразительного искусства, произведения
которого создаются при помощи красок, нанесенных на
плоскую поверхность. Именно цвет является главным
выразительным средством живописи. Другие ее
средства - рисунок, фактура красочной поверхности,
выразительность мазков художника, композиция
произведения. Условность живописи заключается в ее
стремлении создать иллюзию трехмерного
пространства на плоскости, передать объем
предметов, перспективу, световоздушную среду и т. п.
Живопись сочетает в себе как изобразительную, так и
декоративную функцию.
Различают станковую и монументальную живопись.
Монументальная живопись служит украшением
архитектуры, выступает частью единого ансамбля
(стенные росписи, панно, плафоны и т. д.). По технике
монументальной живописи выделяют фреску,
мозаику, витраж и т. п. Под станковой живописью
понимают произведения, созданные на станке, или
мольберте, т. е. собственно картины. Также к
живописи относятся иконопись и миниатюра. В
станковой живописи используются различные
техники: энкаустика (живопись восковыми красками),
темпера, масляная живопись и др. Кроме того, для
создания живописных произведений используют и
иные техники, более тяготеющие к графике. Это
акварель, гуашь, пастель. Основой для живописных
произведений служат деревянные и медные доски,
начиная с эпохи Возрождения - холст, в наши дни -
оргалит, текстолит и т. д. Для небольших работ, чаще
подготовительного характера, используют бумагу и
картон. Как правило, основу под живопись
предварительно покрывают специальным грунтом. В
европейском искусстве различные техники
исторически сменяли друг друга. В средние века
господствовала иконопись и живопись темперными
красками на деревянной основе. С XV в. получила
распространение масляная живопись. До 1860-х гг.
применялась последовательная трехслойная работа
масляными красками. Сначала - рисунок, потом -
подмалевок, в котором обозначалась форма
изображения, затем - лессировки, посредством
которых картина насыщалась цветом. В этом
заключалась так называемая техника старых
мастеров. Впоследствии, во многом благодаря
французским импрессионистам, этой системы уже не
придерживались, все три этапа работы смешались в
едином нерасчлененном методе живописи.
Тематический диапазон живописного искусства
очень широк. Он нашел отражение в системе жанров
(исторический, батальный, бытовой, пейзажный
жанры, портрет, натюрморт и др.).
|