ЖИЛЛОТАЖ |
метод изготовления высокой (выпуклой) печатной
формы на металле способом травления. Изобретен в
1850-х гг. французским гравером Ф. Жилло (отсюда
название). Первоначально применялся для перевода
литографий в высокую печать. С этой целью на
отшлифованную медную (позже - цинковую) пластину
переносили с помощью специальной переводной
бумаги сочный литографский оттиск. После чего
проводили сложное ступенчатое травление. Суть его
заключалась в том, что после первого неглубокого
воздействия кислоты на образовавшийся рельефный
рисунок накатывали типографскую краску и
присыпали сверху порошком канифоли, следя за тем,
чтобы этот грунт не попал на пробельные места. В
процессе нагревания пластины расплавленная
канифоль сползала с выпуклых участков рисунка,
защищая его со всех сторон. Травление кислотой
повторяли 6-9 раз. В результате на металлической
доске образовывался рисунок достаточно высокого
рельефа. С такой доски осуществляли печать
оттисков в типографской машине.
Следующей стадией развития жиллотажа было
использование этого способа не для перевода
литографии в гравюру на металле, а для
изготовления авторских клише. Рисунок мог
выполняться на переводной бумаге или
непосредственно на цинковой пластине. После чего
пластину с нанесенным или перенесенным рисунком
травили вышеописанным способом.
|