ФУТУРИЗМ



ФУТУРИЗМ



             (лат. ruturum - будущее) - одно из авангардистских течений начала XX в. Наибольшее распространение получил в поэзии и живописи Италии и России. В своих манифестах и декларациях футуристы провозглашали целью создание "искусства будущего", отрицая обветшавшее, по их мнению, художественное наследие прошлых эпох. Новые эстетические ценности должны быть направлены на развитие технократического общества, составляющими признаками которого станут машины, механизмы, всевозможные инженерные схемы, конструкции и т. д. Темой футуристических полотен становится мир, пропущенный через призму современного сознания и измененный до неузнаваемости. Высшим принципом здесь выступает движение: "Все двигается, бежит, все быстро трансформируется... предметы множатся, деформируются..." - записано в манифесте футуристов. Наиболее жестким, провозглашавшим культ силы и крайнего индивидуализма творческой личности был итальянский футуризм. В России футуризм не оформился в единое целостное направление. Наиболее отчетливо он проявился в творчестве поэтов (Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, В. В. Хлебников), довольно тесно связанных с художниками левых направлений (объединения "Союз молодежи", "Ослиный хвост" и др.). После Октябрьской революции русские футуристы активно поддерживали новую власть: участвовали в оформлении государственных праздников, массовых агитационных действ, а также в реформировании художественного образования. Однако очень скоро обнаружилось, что, отрицая классическое наследие прошлого, сами футуристы претендовали на то, чтобы стать государственным, официально господствующим искусством. Претензии футуризма и особенно его нигилистическое отношение к культурному наследию было осуждено правительством. Не обретя поддержки официальных властей, футуристическое движение в России фактически распалось к 1920-м гг.