ЗАМИРАЙЛО

ЗАМИРАЙЛО
Виктор Дмитриевич  



1868, Черкассы, Киевская губ. - 1939, Петергоф, Ленинградская обл.



         В. Д. Замирайло, рано обнаруживший тягу к рисованию, обучался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко (1881-86). В Киеве же он познакомился и сблизился с М. А. Врубелем, помогая тому при реставрации фресок Кирилловской церкви, и с В. М. Васнецовым, исполняя надписи и орнаменты для его росписей во Владимирском соборе. Это знакомство побудило его переехать в Москву, где он некоторое время продолжал работать с Васнецовым. В 1904-07 гг. Замирайло жил в Петербурге, где тесно сошелся с родственными ему по духу художниками круга "Мира искусства", потом вернулся в Москву.

         Искусство Замирайло с самого начала развивалось под сильным влиянием двух его кумиров - М. А. Врубеля и Г. Доре, и следы этого влияния ощутимы в его зрелом стиле. Он занимался монументально-декоративной живописью, оформлял спектакли; с конца 1900-х гг. работал над большой серией рисунков "Capricci", увлеченно воплощая созданный его воображением сказочный мир, в котором безудержная фантазия своеобразно сочеталась с жизненной конкретностью и оттенялась легкой иронией. Более всего За-мирайло известен как книжный график. В этом качестве он дебютировал еще в 1900 г., удачно дополнив иллюстрации В. М. Васнецова к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина стилизованным рукописным текстом. С течением времени он стал работать в книжной графике все чаще и чаще, а переехав окончательно в Петербург (1914), сделал ее своим основным занятием. Он исполнял множество рисунков для журналов и книг, был признанным мастером книжной обложки, преимущественно декоративной, в которой изобретательно и очень индивидуально сочетал шрифт с орнаментом. Кроме того, он был отличным иллюстратором, умевшим лаконично и занимательно интерпретировать смысл и передавать сюжет литературного произведения. Это помогало художнику особенно успешно работать в детской книге, где заслуженную известность ему принесли прекрасные рисунки к народной валлийской сказке "Джек - покоритель великанов", в талантливом пересказе К. И. Чуковского (1917, изд. 1921), "Как ни в чем не бывало" А. Н. Толстого (1924), "Путешествиям Гулливера" Дж. Свифта (сере дина 1920-х), "Маленькому оборвышу" Дж. Гринвуда(1929).

         В последние годы жизни Замирайло занимался педагогической деятельностью, но развившаяся тяжелая болезнь оторвала его и от преподавания, и от творчества, и от людей. Ослепший и беспомощный, забытый всеми, он окончил свою жизнь в загородном доме для престарелых.


ЗАМИРАЙЛО
Осень. Размышление. 1906. Темпера, графитный карандаш


ЗАМИРАЙЛО
Женщины среди пейзажа. Эскиэ панно. 1910-е. Акварель, графитный карандаш


ЗАМИРАЙЛО
Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". 1914


ЗАМИРАЙЛО
Заставка к поэме М. Ю. Лермонтова "Демон". 1914


ЗАМИРАЙЛО
Обложка к роману М. Сервантеса "Дон-Кихот". 1925