А. Е. Яковлев был сыном морского офицера. Художественное образование получил в Петербургской АХ (1905-13), в мастерской Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку. Уже тогда Яковлев увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет как художник-график. Его рисунки появлялись в "Аполлоне", много рисовал он для "Сатирикона", а впоследствии - для "Нового Сатирикона" и "Нивы". Художник рано, с 1909 г., начал участвовать в выставках. Его большой групповой портрет "На Академической даче", показанный на Балтийской выставке 1912 г. в Мальмё (Швеция), заслужил одобрительный отклик А. Н. Бенуа. В академические годы завязалась тесная дружба и творческое сотрудничество Яковлева с В. И. Шухаевым; современники в шутку называли их художниками-близнецами.
Миновав в ученический период кратковременное увлечение импрессионизмом, Яковлев обратился за вдохновением к классическому искусству. Его конкурсные работы "Купание" и "В бане" (обе 1913) демонстрировали ориентацию молодого художника на искусство старых мастеров. Уже в них обозначилось его тяготение к "неоклассицизму". За эти работы Яковлев получил звание художника и пенсионерскую поездку за границу. 1913-15 гг. он провел в Италии, где изучал старую живопись. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Наряду с огромным количеством натурных этюдов художник выполнил в Италии свой автопортрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. Яковлев изобразил себя в театральном гриме и ярком костюме, придуманном художником Н. Н. Сапуновым. Театральности портрета как нельзя лучше соответствуют средства из арсенала старого искусства: точный рисунок, почти скульптурная лепка формы, локальный цвет, некоторый примитивизм, идущий от русского лубка. Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине "Скрипач" (1915). Эту и некоторые работы, созданные в Италии, Яковлев показал на выставке "Мира искусства" по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. Совет АХ, в частности, не принял живописные работы художника.
Во второй половине 1910-х гг. Яковлев занимался портретной живописью и рисунком, достигнув больших успехов в технике сангины. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся "Портрет Казарозы (жены художника)" (1916) и "Автопортрет" (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Одновременно художник попробовал себя в монументально-декоративном искусстве. Часть из его проектов (росписи церкви в Ба-ри, Казанского вокзала в Москве) осталась неосуществленной. Совместно с В. И. Шухаевым он расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве; вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформлял артистическое кабаре "Привал комедиантов" в Петрограде. Занимался Яковлев и педагогической работой: преподавал на женских архитектурных курсах, а также в Новой художественной мастерской и Институте истории искусств. В 1917 г. наряду с Кардовским, Шу-хаевым и Радловым был инициатором создания "Цеха живописцев святого Луки".
Летом 1917 г. Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. Впоследствии художник поселился в Париже, и его дальнейшая жизнь проходила за границей. Яковлева всегда привлекала экзотика. В 1924-25 гг. он принимал участие в экспедиции в Северную и Центральную Африку, организованной фирмой "Ситроен". Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. В 1926 г. он был награжден орденом Почетного Легиона. В 1931-32 гг. художник вновь отправился с экспедицией в страны Востока - посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. И вновь итогом его поездки стала целая серия художественных работ, в основном этнографического характера, но неизменно отмеченных виртуозной техникой рисунка. В 1920-х гг. работы Яковлева часто экспонировались в Европе и Америке, его искусство пользовалось большим успехом, хотя по-прежнему вызывало противоречивые оценки. Не порывалась и связь художника с Россией: в 1928 г. выставка его произведений прошла в залах АХ. Яковлев занимался станковой живописью и графикой, монументальным и театрально-декорационным искусством.
В 1934 г. Яковлев получил приглашение занять место профессора Академии искусств в Бостоне. До 1938 г. он жил в США. Умер Яковлев в парижской больнице, после неудачной операции.
Автопортрет (Арлекин и Пьеро). 1914. Масло
Автопортрет. 1917. Масло
Скрипач. 1915. Масло
Базар.1912. Масло
Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне. 1916. Сангина
|