ВИЛЛЕВАЛЬДЕ

ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
Богдан (Готфрид) Павлович  



1818 (1819), Павловск, близ Петербурга - 1903, Дрезден



         Б. П. Виллевальде, получивший художественное образование в Петербургской АХ (1838-42), своим поприщем избрал батальный жанр - очень почетный в эпоху Николая I. Навыки живописи такого рода он усвоил у своего учителя, А. И. Зауервейда. Всю жизнь Виллевальде писал эффектные большие картины, посвященные историческим победам русского оружия, а также официальным событиям - торжественному открытию памятника "Тысячелетие России" в Новгороде или въезду императора Александра II в Москву для коронации. Все же ему удалось и слегка подновить батальный жанр. Он гораздо чаще, чем было принято до тех пор, обращался к современности или самой близкой истории; так, он не раз запечатлевал события трудно и долго тянувшейся кавказской войны (1817-64). Следуя общей тенденции своего времени и, очевидно, собственной склонности к бытовому реализму, художник старался по мере сил преодолевать помпезность и парадность. Он часто выезжал на места боевых действий, набираясь впечатлений, необходимых для правдивого изображения реальности. От широких картин сражений Виллевальде довольно охотно переходил к воссозданию мелких, частных эпизодов, позволяющих пристальнее вглядываться в происходящее ("Эпизод из русско-венгерской войны", 1872; "Сражение при Быстрице", 1881; "Батальный этюд", "Голова военного", обе 1880-е, и др.). В последние два десятилетия жизни Виллевальде фактически преступил границу батального жанра в серии небольших полотен, посвященных походу русской армии в Западную Европу в 1813-15 гг.; здесь он с сочувствием и порой с незатейливым юмором живописал взаимоотношения, складывавшиеся между русскими солдатами и местными жителями.


ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
Сцена у верстового столба. 1859. Масло


ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
"Сегодня ты, а завтра я!" Кульм. 1813 год. 1886. Масло


ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
Портрет генерал-фельдмаршала М. С. Воронцова. 1856. Масло