Г. С. Верейский не получил систематического художественного образования. Он обучался на юридическом факультете Харьковского, потом Петербургского университета, участвовал в событиях первой русской революции 1905 г., даже находился некоторое время под арестом и был вынужден эмигрировать (1905-07). Все же он несколько лет занимался в студии Е. Е. Шрейдера в Харькове, а переехав в Петербург (1911) - в Новой художественной мастерской, где преподавали прекрасные художники. Уже тогда он начал работать как профессионал, публикуя в журнале "Театр и искусство" свои портреты, шаржи и театральные зарисовки. В 1916- 18 гг. был мобилизован и находился на военной службе, где каждую свободную минуту использовал для фронтовых зарисовок.
Творческие интересы Верейского определились очень рано. Он отказался от живописи в пользу графики и всегда тяготел к воспроизведению реальности непосредственно с натуры - к пейзажному и портретному жанрам. В 1920-30-х гг. исполнил ряд превосходных графических пейзажей - деревенских и городских, да и впоследствии не раз с успехом обращался к изображению города - в основном ленинградских улиц в окрестностях своей мастерской. Но первой любовью и главным делом жизни художника был портрет. В совершенстве освоив литографию, он за долгие годы работы создал громадную галерею портретов своих современников - художников, писателей, деятелей культуры. Среди них наибольшую известность приобрели портреты И. А. Орбели, В. И. Курдова (1942), Е. Е. Лансере (1944), Е. А. Мравинского (1947), Г. С. Улановой (1950), С. Т. Конёнкова (1954), С. М. Юнович (1960). Обладая высокой профессиональной и общей культурой (он двенадцать лет был хранителем отдела гравюры в Эрмитаже и написал ряд научных статей), Верейский сумел естественно и плодотворно продолжить отечественную классическую традицию в искусстве XX в.
Зимний пейзаж. 1916. Гуашь, тушь
Портрет матери. 1930. Черная акварель
|