УХТОМСКИЙ
1771, Ярославль - 1852, Петербур |
А. Г. Ухтомский вошел в историю русского искусства как мастер классической гравюры на меди. Он происходил из семьи священника и по традиции должен был пойти по стопам отца. Однако обнаружившиеся у юноши способности к рисованию определили дальнейший его жизненный путь. В 1795 г. он поступил в АХ и стал одним из самых способных учеников немецкого мастера И.-С. Клаубера. Член Парижской и Копенгагенской академий, Клаубер был приглашен в Россию специально для руководства граверным классом и воспитал целую плеяду замечательных мастеров, среди них - братья К. В. и И. В. Ческие, С. Ф. Галактионов и др. После организации в 1799 г. в Петербургской АХ граверно-ландшафтного класса все они были определены туда "по высочайшему повелению" в качестве граверов. Основной целью, которую в данном случае преследовали власти, было сосредоточение усилий лучших граверов на распространении видов российской столицы и великолепных резиденций - Павловска, Гатчины, Петергофа. Оригиналами для таких листов служила живопись Сем. Ф. Щедрина, который и был поставлен вместе с И.-С. Клаубером во главе граверно-ландшафтного класса. Ухтомский проработал под руководством Щедрина около двух лет. Лучшая из его гравюр - "Вид крепости города Павловска при лунном сиянии" (1800) показывает, как изменился характер резцовой гравюры на рубеже XVIII и XIX вв. по сравнению с работами предшествующего периода. Выполнявшиеся не с рисунков, а с живописных оригиналов, и сами гравюры стали теперь более живописными: мягче и сочнее проработана фактура поверхности, более нюансированы переходы от светлых участков композиции к темным.
Вид дворца в Павловске. (с оригинала Сем. Ф. Щедрина). Б. г. Гравюра резцом Вид колонны и храма по другую сторону пруда в саду города Гатчины. (с оригинала Сем. Ф. Щедрина). 1800. Гравюра резцом Вид парка в Павловске. 1804-05. Гравюра резцом |