ТЫРСА
1887, с. Аралых, Эриванская губ. (ныне Аралык, Турция) - 1942, Вологда |
Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907-10). Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопро-фессионально и самобытно. В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства - копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков. В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры - он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью. В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив "Комедию о царе Максимилиане", а иллюстрации к "Козлику" (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись "Осада дворца" В. А. Каверина, "Республика ШКИД" Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, "Снежная книга" В. В. Бианки, "Военные кони" Н. С. Тихонова, "Детство" М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством. В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников.
Обнаженная натура (Сидящая модель). 1937. Масло Портрет девочки (Спящая девочка). 1929. Акварель Обложка книги Б. С. Житкова "Про слона". 1928 Букет. 1939. Цветная литография |