Л. В. Туржанский родился на Урале, в семье врача. С юных лет увлекся живописью, и вопрос о выборе жизненного пути был решен однозначно. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. Н. Бакшеева, В. А. Серова, К. А. Коровина. Испытав поначалу влияние своих именитых учителей, Туржанский ушел от простого подражания их манере и сумел выработать собственный стиль.
Среди его ранних работ есть и портреты (артистки М. Петровой, писателя И. А. Бунина, оба 1905), и жанровые полотна ("В провинции", 1910), но творческое лицо живописца наиболее ярко проявилось в пейзаже. Еще в годы учебы он показал на выставке ТПХВ цикл работ, написанных во время путешествия по Русскому Северу ("Север. Тихий вечер", "Поморы на промыслах", "У северного берега Мурмана" и др., все 1905), и предстал в них как вполне сложившийся, смелый мастер, по-своему воплощающий поэтическое начало природы. Недаром лучшие из этих пейзажей сразу были приобретены для Третьяковской галереи.
Постоянным источником творческого вдохновения для художника была природа родного Урала. Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной красотой, но именно здесь Туржанский черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его искусство долгие годы (даже поселившись с 1920 г. в Москве, он каждую весну приезжал в родные края). Художник любил изображать мирную жизнь земли, тишину, в которой слышатся привычные деревенские звуки: "Пашня" (1910), "Осень. Солнце", "К вечеру" (обе 1912), "Этюд. Средний Урал", "Деревенская улица" (обе 1930-е), "Осенняя ночь. Тихо" (1935) и др. Обладая великолепным даром анималиста, Туржанский почти каждый свой пейзаж одушевляет присутствием домашней живности - это куры, телята, козы, а чаще всего - лошади, наделенные каждая своим характером, настроением ("Желтый жеребенок", 1914; "Ранняя весна", "Деревенские лошадки", обе 1910-е; "Вечер. Старая лошадь", б. г., и др.).
Картины Туржанского немногословны, бесхитростны, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное содержание его полотен заложено в колористическом решении. Прирожденный живописец, он мыслит и чувствует цветом, причем его гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок. В картинах мастера преобладают насыщенные "земляные" тона - красно-коричневые, зелено-желтые.
Его дар колориста, тонкое чувство декоративности цвета с впечатляющей полнотой проявились в таком специфическом жанре, как изображение интерьеров. Подобно другим представителям СРХ, членом которого Туржанский стал с 1912 г., он увлекся мотивами патриархальной старины. Но не тоска об ушедшей в прошлое жизни усадьбы (как, например, в интерьерах И. П. Петровичева или С. Ю. Жуковского), а восторг перед красотой предметов, их живописным бытием отчетливо выражен в работах Туржанского "Интерьер. Красный ковер" (1921), "Интерьер. Большая Никитская" (1928) и др.
Вклад Туржанского в развитие русской живописи и особенно пейзажа неоспорим. Творчески связанный с традициями, он вместе с тем решительнее, чем кто-либо из мастеров СРХ, обогащал их новыми приемами живописного обобщения.
Зима. 1910-е. Масло
В полдень (Стадо). 1914. Масло
В степи. Весна. 1911. Масло
|