ТРУБЕЦКОЙ

ТРУБЕЦКОЙ
Павел (Паоло) Петрович  



1866, Интра, Лаго-Маджоре, Италия 1938, там же



         Князь П. П. Трубецкой, проведший в России в общей сложности всего около десяти лет, прочно вошел в историю русского искусства как скульптор-импрессионист, автор ряда камерных портретов, жанровых статуэток и конного памятника императору Александру III.

         Сын русского князя и американки с восьмилетнего возраста начал лепить под наблюдением итальянского художника Д. Ранцони. Юношей он занимался в студиях скульпторов Дж. Гранди, Д. Баркальи и Э. Баццаро, но систематического художественного образования так и не получил. Когда в 1897 г. Трубецкой приехал в Россию, он был уже известен как автор нескольких скульптурных портретов, анималистических статуэток, памятника сенатору К. Кадорна в Палланце и как участник выставок в Италии, Франции и США. В 1898- 1906 гг. он преподавал скульптуру в МУЖВЗ. Молодые ваятели - А Т. Матвеев, Н. А. Андреев и другие - получили у него уроки мастерства, иные, как, например, В. Н. Домогацкий, испытали его влияние.

         За это время Трубецкой успел создать большое количество произведений, среди которых лучшие в его творчестве - портреты И. И. Левитана, Л. Н. Толстого, М. К Тенишевой (все 1899), Ф. И. Шаляпина (1899-1900), С. Ю. Витте (1901), С. С. Боткина (1906); статуэтки из бронзы либо тонированного гипса - "Московский извозчик" (1898), "Л. Н. Толстой на лошади" (1900), "Мать и сын", "Девочка с собакой (Друзья)" (обе 1901) и др. Остро и точно схватывая движение, жест, характер модели, скульптор умел добиться жизненной непосредственности образа. Талантливый портретист и одновременно наблюдательный анималист, Трубецкой часто объединял эти два жанра в одном произведении, создавая особый тип лирически-задушевной скульптурной группы. Такие группы отличаются выразительностью пластической композиции, экспрессивностью и одновременно мягкостью лепки, живой игрой светотени и фактурностью поверхности ("Анжелика Трубецкая с собакой", 1911; "О. Н. Якунчикова на лошади", 1914, и др.).

         В 1899-1906 гг. (с перерывами) скульптор работал в Петербурге над конным памятником Александру III, который был установлен на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) и открыт, уже в отсутствие автора, в 1909 г. В конце 1930-х гг. памятник был снят и более полувека простоял в одном из внутренних дворов ГРМ; теперь он установлен на площадке перед входом в Мраморный дворец. Памятник этот является незаурядным и в определенном смысле даже уникальным явлением в мировой монументальной пластике: здесь скульптор пользуется критической заостренностью образа и приемом изобразительного гротеска. В выразительной группе - неповоротливого, упрямого, словно пятящегося назад коня и грузного, будто давящего собой не только коня, но и все окружающее пространство всадника - оказалась запечатленной целая эпоха российской истории, и в этом смысле памятник представляет собой историческое художественное произведение.

         Памятник Александру III вызвал в 1909 г. большой резонанс в прессе и шумные споры в обществе: одних он ужасал, шокировал, других приводил в восторг.

         В 1910 г. Трубецкой был избран почетным членом ТПХВ; помимо этого, являлся членом Миланской академии художеств и постоянным участником парижского Осеннего Салона.

         В 1906-38 гг. он жил в Париже, США, снова в Париже и в Италии. Там он создал ряд станковых портретов: С. А. Муромцева, О. Родена, А. Франса, Б. Шоу и др. По его проектам установлены памятники Данте в Сан-Франциско, генералу Отису в Лос-Анджелесе, композитору Дж. Пуччини в Торре-дель-Лаго, в Италии. Работы Трубецкого находятся в крупнейших музеях России, Европы и США.


ТРУБЕЦКОЙ
Портрет Белосельской-Белозерской. 1909. Бронза


ТРУБЕЦКОЙ
Дети Николай и Владимир Трубецкие. 1900. Бронза


ТРУБЕЦКОЙ
Александр III. Модель памятника. 1909. Бронза


ТРУБЕЦКОЙ
Портрет Л.Н. Толстого. 1899. Бронза