А. И. Теребенев - выдающийся мастер монументально-декоративной скульптуры эпохи позднего классицизма. Сын известного скульптора и графика И. И. Теребенева, он в девятилетнем возрасте был определен в Воспитательное училище при АХ (1824), затем учился в скульптурном классе АХ (1832-37) у В. И. Демут-Малиновского.
Среди первых его значительных работ - скульптурное оформление крупных общественных зданий Петербурга: Опекунского совета, Воспитательного дома и Александровского сиротского дома. В конце 1830-х - начале 1840-х гг. Теребенев участвует в создании декоративного убранства Зимнего дворца, восстановленного после пожара 1837 г. (Галерея 1812 года, Фельдмаршальский зал и др.). За эти работы скульптор получил в 1845 г. звание академика.
Но подлинную славу Теребеневу принесли его знаменитые атланты (1844-49) - десять пятиметровых монолитных фигур из гранита, украшающих портик Нового Эрмитажа (архитектор Лео Кленце). Петербургские титаны, с их серебристо-серыми мускулистыми телами, удивительно гармонично вписались в архитектурную композицию нового здания, сооруженного в неогреческом стиле. Их фигуры потрясают своим величием и мужественной красотой.
Творческие поиски Теребенева в области станковой скульптуры проникнуты романтическими веяниями. Именно он создал первое скульптурное изображение А. С. Пушкина (1837), сразу же после смерти поэта. Несмотря на малые размеры (высота 46 см), статуэтка отличается тонкой смысловой и пластической выразительностью. Представленный стоящим, со скрещенными на груди руками, поэт погружен в глубокое раздумье. Композиция являла собой новую для того времени форму камерной скульптуры, получившую свое развитие во второй половине XIX в.
Романтическим настроением овеян и мемориальный бюст знаменитого трагика В. А. Каратыгина (1853-54), созданный Теребеневым для надгробного памятника актеру.
Атланты. Скульптурное оформление углового пилона в портике здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. 1844-49. Сердоболъский гранит
|