Недолго проучившись в Казанской художественной школе (1910-13), В. Ф. Степанова встретилась с А. М. Родченко и, восприняв его "символ веры", вошла в "левый" круг художников на самом пике их активности. Самая молодая среди представителей русского авангарда, она тем не менее была заметна в этом сложно организованном сообществе.
Союз с Родченко определил ее переход от ранней графики в духе О. Бердсли и от символистских стихов к беспредметной живописи и поэзии. Но в основе беспредметных композиций Степановой всегда очевидны стилизованные фигуративные и предметные мотивы; они тяготеют скорее к игре геометрическими формами, нежели к философии языка. Конкретность самой природы дарования предопределила сближение художницы с конструктивистами, ушедшими от отвлеченного искусства в сторону прямого производства вещей. Степанова участвует в конструктивистской выставке "5х5=25" (1921), делает мебель и костюмы для спектакля В. Э. Мейерхольда "Смерть Тарелкина" по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (1922, Московский драматический театр) и для кинофильма "Отрыв" (1926), трудится на ситценабивной фабрике, исполняя эскизы для тканей (1924-25). Как апологет "производственников" она сотрудничает в Инхуке (1920- 23), в журналах "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ" (1923-27), преподает в студии ИЗО Академии коммунистического воспитания (1920- 25) и во Вхутемасе (1924-25). Вкус к прикладной, дизайнерской деятельности - в частности, к работе в области книжного оформления и макетирования - пригодился ей: в дальнейшем Степанова занимается полиграфией и оформлением фотоальбомов.
Вид из окна (с дирижаблем). 1938. Масло
Танцующие фигуры на белом фоне. 1920. Масло
Коллаж. 1919-20.
|