Д. С. Стеллецкий родился в семье военного инженера. В 1896 г. он поступил в Петербургскую АХ, где учился сначала на архитектурном, а затем на скульптурном отделении у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. В 1903 г., окончив АХ, получил звание художника-скульптора.
В 1906-13 гг. выполнил ряд скульптурных портретов современников, деятелей искусства, - О. О. Преображенской, Б. В. Анрепа, А. Я. Головина, В. А. Серова и др. Как и многих художников того времени, Стеллецкого привлекало прикладное искусство, он создавал камины, декоративные панно. Самобытность художника наиболее ярко выразилась в его работах, связанных с древнерусской темой. Еще в студенческие годы он выполнил иллюстрации к "Слову о полку Иго-реве", которые впоследствии, по совету В. А. Серова, приобрела Третьяковская галерея. Эти иллюстрации напоминают миниатюры старинных рукописных книг, в них ясно прослеживается глубокий интерес художника к византийским корням древнерусского искусства. Сюжеты из истории допетровской Руси находят оригинальное пластическое решение в скульптурных работах Стеллецкого конца 1900-х гг.: "Иоанн Грозный на охоте", "Марфа-посадница", "Знатная боярыня". Выполненные из раскрашенного дерева или гипса, они отличаются подчеркнутой декоративностью. Ретроспективными мотивами проникнуты и живописные панно художника: "Соколиная охота", "Сражение", "Tempi Passati" и др. Тонкие стилизации Стеллецкого ценили художники объединения "Мир искусства", в выставках которого он принимал участие.
Стеллецкий много путешествовал по старинным русским городам, изучая древние памятники. Прекрасный знаток старины, художник исполнил эскизы костюмов и декораций к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" для Александрийского театра и к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" для Мариинского театра в Петербурге (оба 1910, не осуществлены)
С 1914 г. Д. С. Стеллецкий поселился во Франции. В годы эмиграции он пропагандировал русскую культуру, был непременным участником выставок русского искусства за рубежом, внес свой вклад в создание в 1935 г. Русского культурно-исторического музея в Праге. Крупной работой художника, в полной мере соответствовавшей его дарованию, стали росписи православной Сергиевской церкви в Париже (1930-е).
Пролог. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". 1910. Темпера
Заповедный лес. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". 1910. Темпера
Ночь. Панно. 1912. Темпера
Утро. Панно. 1912. Темпера
Гусляр. Иллюстрация для журнала "Аполлон". 1911
|