П. Ф. Соколов по праву считается первым в России мастером чисто акварельного портрета, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру. Художественное образование Соколов получил в Петербургской АХ (1800-10), где учился в классе исторической живописи у В. К. Шебуева. В 1809 г. за картину "Андромаха оплакивает убитого Гектора" ему присуждена малая золотая медаль и дано звание классного художника. Однако исторической живописью после окончания АХ он заниматься не стал, найдя свое истинное призвание в жанре камерного акварельного портрета, освоив со временем все возможности этой изысканной техники.
Среди ранних работ Соколова значительное место занимают карандашные портреты, утвердившиеся как самостоятельный графический жанр в творчестве блистательных рисовальщиков О. А. Кипренского и А. О. Орловского. В портретах А. А. Полторацкого (1814), Е. Т. Разумовской (1817), Е. П. Бакуниной (1810-е), исполненных в технике итальянского карандаша, художник достигает мягкой живописности изображения, естественности в передаче характеров своих моделей.
1820-е гг. отмечены в творчестве Соколова поисками собственного стиля в работе акварелью. Поначалу он пишет в традиционной манере - с применением белил, но очень скоро овладевает техникой чистой акварели. Одним из его шедевров является "Портрет Е. К. Воронцовой" (1825-26). Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. В этом портрете Соколов выявил все возможности акварели. Объемы лица он моделирует мелкими плотными мазочками, одежду пишет свободно прозрачной акварелью. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний. Удивительным обаянием и задушевностью отличаются другие женские образы, созданные художником в портретах А. А. Олениной (1820-е), А Н. Веневитиновой, А. Г. Муравьевой (оба 1825- 26), М. Н. Раевской с сыном на руках (1826).
Тонкость и поэтичность женских изображений у Соколова соседствуют с интеллектуальностью и строгой элегантностью его мужских образов (портреты П. А. Вяземского, начало 1820-х; Н. М. Муравьева, 1824; Н. Н. Раевского, 1826; В. А. Жуковского, 1820-е, и др.). Творивший в пору расцвета пушкинской эпохи, Соколов создал целую галерею портретов замечательных людей своего времени. Среди его работ следующего десятилетия выделяются портреты А. С. Пушкина (1836) и доброго друга поэта О. А. Смирновой-Россет (1834-35); виртуозным мастерством, ясностю и лаконизмом отличаются изображения Е. А. Остерман-Толстой (1830-е) и А. О. Витали (1839), молодой жены известного скульптора И. П. Витали. Художник избегает подробной детализации в рисунке и многоцветья в колорите, умело подбирая красочные полутона. Так, в портрете С. Ф. Толстой (конец 1830-х) фигура молодой женщины кажется очерченной всего несколькими штрихами и плавными линиями. Белое платье и нежную кожу смуглого лица контрастно оттеняют черные локоны, украшенные коралловой веткой.
Творческие успехи принесли Соколову в 1839 г. звание академика акварельной портретной живописи. Художник, бесспорно, оказал влияние на русских портретистов-акварелистов середины XIX столетия.
Портрет А. О. Смирновой -Россет. 1834-35. Акварель
Портрет молодой женщины. 1817. Итальянский карандаш, пастель, сангина
Портрет великих княгинь Ольги и Александры, в маскарадных костюмах. Начало 1830-х. Акварель
Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем. 1843. Акварель, белила
|