СОКОЛОВ
1885, Ярославль - 1947, Москва |
Творчество М. К. Соколова уникально для своего времени. Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования (в 1904- 07 гг. учился в СХПУ, не закончив его) и не входил ни в одно из художественных объединений. Зато наиболее полно являл образ творца в его самой романтизированной ипостаси. Это выражалось во всем - начиная от нарочито артистической манеры одеваться и кончая декларативной отвлеченностью от актуальной тематики: искусство Соколова почти целиком основано на вечных сюжетах. В живописи это натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу) - циклы "Страстей", изображения циркачей, комедиантов, всадников и прекрасных дам, рисунки по мотивам литературных произведений (В. Гюго, Ч. Диккенса, Э.-Т.-А. Гофмана) и истории ("Французская революция"). После недолгого периода кубистических увлечений (начало 1920-х гг.) Соколов выходит на этот круг сюжетов и остается верен ему до конца. Неизменными остаются и виртуозно-реактивная графическая манера, романтически-взволнованная речь, абсолютное чувство любого материала. Замечаемый серьезной критикой, художник тем не менее все больше ощущает свою невостребованность: работы выставляются редко, подготовленные иллюстрации не печатаются в книгах (исключение - "Орлеанская девственница" Вольтера, "Acadeinia", 1935). Кормит его лишь преподавание: в 1919-21 гг. - в художественных мастерских Твери и Ярославля; в 1923-25-м - в мастерской ИЗО Пролеткульта в Москве; в 1925-29-м. - в Художественно-промышленном техникуме в Ярославле; в 1936- 38 гг. - в Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве. Драматический итог судьбы - арест в 1938 г., семилетний приговор, Тайгинский лагерь в Сибири; созданные там рисунки (на крошечных клочках, сыпучим цветным мелом или просто спичкой и чернилами) относятся к лучшим творениям художника. Досрочно освобожденный по болезни (1943), Соколов поселяется в Рыбинске. В июне 1947 г. он приезжает в Москву хлопотать о снятии судимости. Он посещает выставки, строит планы на будущее. Но тяжелая болезнь приковывает художника к постели и вскоре обрывает его жизнь.
Лист из серии "Всадники". 1937. Акварель, тушь Портрет Андрея Белого. 1920-е. Тушь Москва. Собачья площадка. 1930-е. Масло Портрет Вольтера. 1934. Тушь |